Arashi (arashi_opera) wrote,
Arashi
arashi_opera

Category:

"Die Walküre", Munich, 1989

Посмотрела на днях ещё одну "Валькирию", из Баварской государственной оперы, 1989 год. Постановка Николауса Ленхоффа, дирижировал Заваллиш, пели:

Брунгильда - Хильдегард Беренс
Вотан - Роберт Хейл
Зиглинда - Юлия Варади
Зигмунд - Роберт Шунк
Хундинг - Курт Молль
Фрика - Марьяна Липовшек

Эта "Валькирия" - старшая сестра "космического "Голландца", спектакля, поставленного в 2000-каком-то году Цюрихской оперой, где Голландец и Даланд летают на космических кораблях. Тут Вотан тоже перемещается над Землёю-матушкой на... космическом крейсере "Валгалла", наверное. Посередине сцены - пульт управления aka компьютер, на котором Вотан усиленно пытается напрограммировать "идеального человека", но ничего у него не выходит, только распечатки комкает; в обширных иллюминаторах отражаются проплывающие внизу пейзажи - реки, леса, поля и т. п. В зале в качестве украшений понатыканы острые копья, по стенам располагаются ниши, куда помещены разнообразные по дизайну золотистые шлемы, символизирующие души погибших воинов. Цветовая гамма - сине-зеленовато-чёрная, строгая и элегантная. Вотан одет в длинные чёрные с проблесками синего одеяния, на голове у него, как полагается, крылатый шлем, в руке копьё. Только и шлем, и копьё сделаны из чёрного пластика. Может, имелась в виду сталь, а может, какая-нибудь сверхпрочная керамика, кто её знает. Воинственные дочки Вотана тоже имеют доспехи и оружие из чёрного блестящего пластика, одеты в кожаные штаны и высокие сапоги, поверх всего - развевающиеся накидки из полупрозрачного чёрного газа. ИМХО, это лучший костюм валькирий из всех, какие мне приходилось видеть. Мрачновато, конечно, но при такой работе - самое то. К тому же очень практично, и девицы в этих нарядах прыгают-бегают довольно живенько.


(Вотан и Брунгильда устроили дружеский спарринг на копьях, после чего Брунгильда, хохоча, с разбегу плюхнулась к папе на колени (надеюсь, ничего не отдавила), а потом умотала на задание.)

Жилище Хундинга в первом действии весьма неплохо меблировано для оперной сцены: два стола, кресло, много стульев, посудный шкаф, из которого Зиглинда извлекает утварь. Дверь в дом - не то сейфовая, не то от подводной лодки. Хундинг перед тем, как идти спать, собственноручно запирает её на замок, чтобы Зигмунд не сбежал. Так что Весна врывается в дом прямо через стены и крышу. ;) А меч, который оставил Зигмунду папа, сделан не из стали, а, судя по виду, из сверхпрочного стекла. Светится классно, изнутри белым светом (по счастью, в руках не светится, а то были бы Звёздные Войны какие-то).


Во втором действии Зигмунд и Зиглинда оказываются на какой-то заброшенной свалке, напоминающей пейзажи из аниме "Волчий дождь": столбы с колючей проволокой, слева бетонная стена, справа бетонная стена, в глубине сцены туннель, из которого запыхавшиеся беглецы вываливаются на сцену, причём Зиглинда всё в той же ночной рубашке, в какой была дома. Постиндустриальная местность, как ни странно, вполне сочетается с технологичными крылатыми шлемами, щитами и копьями. У художника этого спектакля вообще прекрасный вкус. Всё стильно, эстетично и ничего лишнего.


Третье действие открывается полётом валькирий над планетой Земля, синий геоид которой виден с орбиты. Валькирии, видимо, в вакууме летают. С другой стороны, а что им, они ж богини... Прилетают они на космическую станцию (всё обшито железом, справа и слева наблюдательные вышки), тащат в руках шлемы очередных павших воинов. Девкам весело, они довольны собой, хохочут и даже пытаются плясать канкан. :) Но это пока не зарулил разъярённый папа Вотан... В этом действии есть интересная режиссёрская находка: после того, как Вотан разгоняет валькирий, вздумавших проявлять сочувствие к наказанной сестре, не все они улетают сразу. Одна остаётся коленопреклонённой возле упавшей ничком Брунгильды и сидит так довольно долго, всей фигурой выражая глубокое горе. Очень трогательная сцена. Вотану чуть не пинком пришлось выгонять эту последнюю валькирию. Интересно, кто из них это был? Вальтраута, что ли, которая в "Зигфриде" посещает Брунгильду после её пробуждения?

Также очень интересно, в какой такой "лес на востоке" Брунгильда отправила Зиглинду, если все они находятся на орбитальной станции. Может, конечно, Зиглинде спасательную шлюпку дали...

Огонь, которым Вотан окружает спящую Брунгильду, - удивительного жёлто-зелёного цвета, каким в фантастических фильмах изображаются радиоактивные отходы. Не удивлюсь, если папа не только огнём дочерь обезопасил, но и для надёжности выставил вокруг изрядный уровень радиоактивности. ;)

Пели все весьма прилично, выглядели тоже. Ну, тенор староват и не особенно спортивен, но всё-таки не поющая гора жира, как это, увы, бывает с вагнеровскими тенорами. А ещё он классную волчью шкуру с собой носил. :) Беренс-Брунгильда - всякому певцу бы её вокальное долголетие, ей-Богу. Ей тут 52 года, но никогда столько не дашь. Великолепная Фрика-Липовшек - такая стерва, такая стерва, я нимагу. :) Прижала Вотана к стенке и размазала по ней. Вотан её люто ненавидит, а она его презирает. Если и была там любовь раньше, сейчас уже ни следа не осталось. Вотан любит Брунгильду и остальных своих детей, а Фрика никого, кроме себя, судя по всему.

Вотан - холерик по темпераменту (в отличие от флегматика Морриса и сангвиника МакИнтайра). То оплеуху дщери залепит, то к сердцу прижмёт и по щёчкам погладит. Но Брунгильда всё равно очень, ну просто очень любит папу. Он у неё весь свет в окошке и смысл жизни. (Как и она для него. Подозреваю, что после той оплеухи Вотана долго мучила совесть. Не то что бы он когда-нибудь в этом признался, впрочем...) Очень было трогательно, когда Вотан усыплял Брунгильду поцелуем, а она не просто стояла, скорбно смирившись, но прижала его к себе так, словно желала до последнего мгновения отдалить неизбежное расставание.

Варади - отличная Зиглинда. Не знала, что она пела вагнеровские роли, я её больше в Моцарте и Верди привыкла слышать. В голосе у неё многовато вибрато, на мой вкус, но играет шедеврально.

Заваллиш меня утомлял на лирических пассажах. Слушала и чувствовала, как глаза закрываются, а башка тяжелеет, как песком набитая. Потребовалось немало силы воли, чтобы не отключаться во втором акте на дуэте Зигмунда и Зиглинды и на беседе Зигмунда и Брунгильды. А первый и третий акты - нормально.

Сам спектакль как зрелище целиком, как драма - супер! После Шеро второе место ему отдаю.
Tags: wagner, обзоры
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Есть работа для любителей оперы!

    У OperaHD открылась вакансия! Если вы любите оперу, умеете про неё писать, знаете, как работают соцсети, хотите общаться с артистами и…

  • Известная, но неизвестная музыка

    Зуб даю, вы все когда-нибудь слышали эту музыку, причём много раз и в разных случаях — но понятия не имели, как она называется. Просвещения пост! 1.…

  • (no subject)

    Свежие новости из России: - в России впервые в мире узаконили коррупцию; - запретили просветительскую деятельность без гослицензии, несмотря на все…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments