Arashi (arashi_opera) wrote,
Arashi
arashi_opera

Categories:
  • Music:

Колечко-колечко...

Могу себя поздравить: эпическая тетралогия Вагнера "Кольцо Нибелунгов", от которой я раньше шарахалась, как чёрт от ладана, мною почти освоена. "Почти" относится к тому, что "Золото Рейна" - телефильм Караяна, а также, в детстве, мультфильм - я смотрела давно, а желания возобновлять знакомство именно с этой частью тетралогии у меня нет. (Сюжет, впрочем, я хорошо помню.) Я предпочитаю смотреть на то, как они все мучаются из-за собственных ошибок, проявляя таким образом всякие достойные (или не очень) человеческие чувства. А в "Золоте" сплошной парад уродов, ибо молодые все и бессовестные, страданий ещё не пробовали. Плюс к тому мой любимый персонаж "Кольца" - Брунгильда, а в "Золоте" её ещё нет.

Поэтому вдумчивое изучение вагнеровского эпоса я решила начать с "Валькирии". Благодарю всех муз Парнаса, что они надоумили меня выбрать для первого знакомства спектакль Патриса Шеро, который вынес мне мозг сразу и бесповоротно, ещё только первыми аккордами вступления к первому действию. А после финала я давилась рыданиями и в полной фрустрации бегала по комнате. Они так играют, так играют, гады, словно последний день на свете живут!! А Булез совершенно удивительно дирижирует.

Потом я решила посмотреть "Валькирию" из Мет, известную в народе как "оргия с чаем и печеньками", а также как "Вагнер для детского сада". В общем, не стану оспаривать эти метафоры. :) Очень красиво, очень сказочно, для постановки ограбили пол-Голливуда, но полностью выхолощено как в музыкальном, так и в драматическом плане, особенно после бьющего по всем болевым точкам Шеро. Ливайн дирижирует довольно безлико, а Отто Шенк, режиссёр-постановщик, видимо, сказал певцам что-то вроде: "Ну вы сыграйте что-нибудь, ребята, что вам там Вагнер написал..." и от дел устранился. Вотан и Брунгильда в последней сцене ещё так-сяк (но чтобы угробить эту сцену, очень постараться надо), но Зигмунд и Зиглинда - просто оторви и выбрось. Особенно в визуальном плане (чернокожая Зиглинда и белый Зигмунд - да уж, такие близнецы, прямо одно лицо). Но и вокально они меня не устроили. Джесси Норман с её царственным голосом никак не подходит на Зиглинду, а жирный тенор, чью фамилию я не запомнила и вспоминать не хочу, вообще мерзко блеет. В общем, фигня спектакль, но детям в развлекательных целях показывать, наверное, можно. Помню, сидела и думала: "Ы-ы, прикольно". %) Больше всех мне понравился в высшей степени декоративный Вотан ростом за метр 90, с импозантной сединой, в крылатом шлеме и с копьём. (Это, увы, все его достоинства. Ну, ещё издавал красивые вокальные звуки.)

Почему после такой метовской "Валькирии" я всё-таки выбрала их же "Зигфрида" - поясню. Во-первых, Зифгрида там поёт Зигфрид Ерузалем, который помимо того, что хороший тенор, ещё и выглядит прилично и двуручного дисбилива в роли Великого Героя не вызовет.

Во-вторых, Зигфрид по ходу оперы должен убивать дракона Фафнира, а где ещё убедительней изобразят дракона Фафнира, подумала я, чем в постановке Отто Шенка, словно украденной с одной из голливудских площадок? (Тут я малость промахнулась, но об этом позже.) Ну и плюс к тому я совсем не люблю Зигфрида как персонажа, так что чем он примитивнее сыгран, тем лучше. К чести Ерузалема, надо заметить, что совсем уж безмозглой инфузорией и неотёсанной скотиной его Зигфрид не выглядел - просто незамутнённое дитя природы, без воспитания, без образования и какого-либо понятия о человеческих отношениях. Пел хорошо, хотя к финальному дуэту эта мегаопера утомила даже его.

Визуальные эффекты у Шенка, конечно, выше всяких похвал. Я все глаза проглядела, пытаясь понять, каким способом им удалось добиться того, что при ковке меча из-под молота летели настоящие искры, и клинок дымился, словно действительно был раскалён. Наверное, какая-то химия, но какая?

А Фафнир меня разочаровал. Походил он не на дракона, а на какого-то кузена Мусорной Кучи из Маппет-шоу: нечто огромное, бесформенное, с жабьим глазом и щупальцами-корягами. Но зато бас Матти Салминена, замогильно гудевший из глубин пещеры, был выше всяких похвал. И Зигфрид весьма успешно порубал эту шевелящуюся кучу коряг мечом, после чего вернулся к незамутнённому созерцанию птичек. :)

Вотан-Моррис, к которому в "Валькирии" я отнеслась более-менее терпимо, тут меня изрядно раздражал. Носил себя туда-сюда, периодически сверкая голливудской улыбкой и принимая драматические позы в обнимку с копьём, словно на красной ковровой дорожке перед фотокамерами.

Зато Эрда была чудесная. Но это опять-таки заслуга мастера по спецэффектам, благодаря которому она вылезла из расщелины в земле, вся излучая голубое сияние, как Плавалагуна в "Пятом элементе".

Чего я не понимаю во всех постановках "Зигфрида" - так это почему Брунгильду спать укладывают в одном наряде, а пробуждают уже в совершенно другом, причём явно не том, который она носила под доспехами в "Валькирии". Её папа Вотан, что ли, залетал переодеть в перерыве между операми?

Ну, а "Гибель богов" я взяла тоже Шеро, ибо там аццкая рвакля, а драматический аспект у Шеро получился исключительно, это признают все. И там, действительно, уже с самого пролога, где норны, становится ясно, что - внимание! в течение ближайших трёх часов настанет Скорбный Душераздирающий Абзац, Рекомендуем Запастись Носовыми Платками. Словом, как раз то, что нужно для таких любителей поколбаситься, как я.

*душенадрывно* "Летите, птицы! То, что здесь свершилось, пусть знает ваш властелин! Брунгильды утёс ещё в огне: скалу минуя, Логе направьте в Валгаллу! Ибо мрак встаёт заката богов... Так брошен в огонь Валгаллы пышный дворец!"

В общем, аллес, аллес, аллес капут: все умерли, несовершенному миру пришёл конец, как и положено в хорошем эпосе. :) Душераздирающая вещь этот ваш Вагнер, колбасит от него не хуже, чем от Пуччини, несмотря на совершенно разные подходы к музыке. Кстати, Вагнер был любимым композитором Пуччини. С клавиром "Парсифаля" итальянский маэстро не расставался и любил играть его в свободное время.
Tags: wagner, обзоры
Subscribe

  • (no subject)

    А-а-а-а-а!!! Великолепная «Турандот» Дмитрия Бертмана выложена на Ютубе! Вухуууу! Побегу, пересмотрю, до чего ж постановка замечательная.

  • «Турандот» Дмитрия Бертмана

    Многие знают, что я люблю оперу «Турандот» и режиссёрское видение Дмитрия Александровича Бертмана. Он, наверное, мой любимый современный оперный…

  • «Тоска», ROH, 07.02.2018

    Видела я много разных «Тосок», но вот чтобы эту оперу превращали в черноюморно-садистский балаган — такую интерпретацию я, пожалуй, вижу впервые.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 57 comments

  • (no subject)

    А-а-а-а-а!!! Великолепная «Турандот» Дмитрия Бертмана выложена на Ютубе! Вухуууу! Побегу, пересмотрю, до чего ж постановка замечательная.

  • «Турандот» Дмитрия Бертмана

    Многие знают, что я люблю оперу «Турандот» и режиссёрское видение Дмитрия Александровича Бертмана. Он, наверное, мой любимый современный оперный…

  • «Тоска», ROH, 07.02.2018

    Видела я много разных «Тосок», но вот чтобы эту оперу превращали в черноюморно-садистский балаган — такую интерпретацию я, пожалуй, вижу впервые.…