Вот обычно считается, что все баритоны - злодеи. Я тоже так думала. Однако по мере копания в персонажах и их сортировки выяснилось, что чистых стопроцентных злодеев среди них не так много. Даже совсем мало. В основном они если и совершают что-то нехорошее, то имеют себе оправдание. И вообще, баритональные персонажи так многогранны, что их трудно однозначно классифицировать
Итак:
баритон-мерзавец, клеймо негде ставить, ничего человеческого – Барнаба из «Джоконды» (мало того, что мерзавец, так еще шпиён), Филиппо-Мария Висконти («Беатриче ди Тенда»), Ким-Фен из «Оракула», Джек Ренс из «Девушки с запада», Франческо Моор из «Разбойников», Паоло Альбиани из "Симона". Ужасные, преступные, беспринципные граждане. Слова "человеческое тепло" понимают исключительно в смысле костра под еретиками. С садистским удовольствием издеваются над сопраной, глумятся над тенором и отравляют вокруг себя все живое. Паоло - в прямом смысле Висконти - интриган, Ренс - коррупционер, Ким-Фен - киднеппер. Дети, не будьте такими, как эти нехорошие люди. И вообще их не слушайте, если сможете. Только обаяние певцов, исполняющих эти партии, может придать этим негодяям что-то человеческое.
баритон-мерзавец, клеймо негде ставить, ничего человеческого, но обаятельный - Яго и барон Скарпиа. Ужасные, преступные, беспринципные граждане. Ну и пусть, им можно Поскольку очень умны, образованны, разбираются в живописи и вообще могут все, потому что их такими придумали. Творить злодеяния красиво - это тоже искусство.
баритон-обаятельный мошенник - Фигаро ("Севильский цирюльник"), Скикки ("Джанни Скикки"), Мелитон ("Сила судьбы" - по-моему, он все-таки баритон), Фальстаф, доктор Малатеста ("Дон Паскуале"), Лепорелло ("Дон Жуан"). Персонажи незлобные, жизнерадостные и очень практичные. Основное занятие - опекать подведомственного героя, запутавшегося в жизненных проблемах, давать тому советы и помогать во всем. Мелитону не повезло особенно - он по роду деятельности опекает не денежного графа, а толпу бомжей. Как исключение проходит Фальстаф, который в силу эгоцентрического характера занимается только сам собой, за что садится в конце концов в глубокую лужу.
баритон-благородный отец - Риголетто, Симон ("Симон Бокканегра"), Жорж Жермон ("Травиата"), Монфор ("Сицилийская вечерня"), Вильгельм Телль, Амонасро ("Аида"). Болезненно воспринимают, когда любимое дитя вырастает и заводит роман с лицом противоположного пола, и способны на любые негативные реакции от чтения нотаций до нанятия киллера. Дите же норовит завести отношения обязательно с представителем враждебной политической или социальной группировки, усложняя личные проблемы отца государственными. Причем, что характерно: потеряй баритон единственную дочь/сына во младенчестве в Пизе, до которой за сто рублей на такси не доедешь, или наоборот, не отпускай от себя ни на шаг и держи под строгим контролем, исход один - дите неуклонно подкладывает папе большую розовую свинью. Папа вздыхает, но прощает, поскольку благородный.
отдельно выделю баритонов-правителей, частично они совпадают с отцами - Набукко, Макбет, Амонасро, опять же Симон и Монфор, Франческо Фоскари ("Двое Фоскари").
баритон, который любил сопрану, но ему показали фигу - Северо из "Полиевкта", граф ди Луна ("Трубадур"), Гелльнер и Герман соответственно из "Валли" и "Лорелеи", Форд из "Пуритан" (настоящий полковник, но у него не было шансов против Паваротти), Гусмано из "Альзиры" и Жерар из "Андре Шенье". Как правило, донельзя благородный, смелый, умный и часто из военных. Гелльнер, правда, благородством не отличался и даже подрядился убить тенора по заказу сопраны. Но покушение не удалось - непрофессионализм подвел! До потери сознания любит сопрану, причем с детства. Причем, в отличие от тенора, не обижается на нее по любому поводу. И все его поведение по сюжету - не всегда уж такое хорошее - диктуется именно любовными мотивами. За все это ему и показывают упомянутую фигу. Это одно из непреложных оперных правил - героиня всегда достается тенору. В общем, баритон страдает, ревнует и мечется, не зная, то ли силком жениться на сопране, то ли прикончить тенора, то ли уйти в монастырь. Зато баритон в данном случае остается живым и получает возможность петь страдальческие арии про несчастную любовь под дружные всхлипы женской половины зала. А если прикинуть, какой процент мужчин добровольно ходит на оперу, то и не половины
баритон-обманутый муж, он же чаще всего, баритон-убийца - Ренато ("Бал-маскарад"), Микеле ("Плащ"), Альфио ("Сельская честь"), Ноттингем ("Роберт Деверо"). Ну-у... он, конечно, убивает в конце тенора, но я как-то и осуждать не могу... Он ее, значитца, любил до невозможности, все для нее, а она... Как водится, нашла какого-нибудь, прости Господи, трубадура... Замечу, что тенор в аналогичной ситуации всегда убивает героиню, а баритон - тенора-соперника.
баритон-благородный герой. Основное занятие - быть другом тенора. Бывает совсем благородный - маркиз "зовите-меня-просто-Родриго" ди Поза из "Дон Карлоса", Шарплесс из "Мадам Баттерфляй", Тальбот из "Марии Стюарт", или средней благородности - Марсель из "Богемы". Соответственно, всецело занят моральной и материальной поддержкой подочетного тенора, а то заодно и сопраны. Своей личной жизни не имеет или же, как Марсель, постоянно скандалит со своей девушкой, поскольку ничего не зарабатывает, а девушке тоже хочется к зиме новые сапоги.
баритон-брат героини - Карлос ди Варгас ("Сила судьбы"), сержант Леско ("Манон Леско"), Генрих Астон ("Лючия ди Ламмермур"), Валентин ("Фауст"). С упорством, достойным лучшего применения, разводит сопрану с любимым человеком, не гнушаясь подлогом, шантажом и угрозами. Можно подумать, что других занятий и интересов в жизни у него просто нет. Ему, конечно, виднее, за кого неразумная сестренка должна выйти замуж. А та не менее упорно цепляется за любимого тенора. Впрочем, относить баритонов этого типа к мерзавцам рука не поднимается, поскольку они все-таки искренне любят свою глупенькую Лючию, Маргариту, etc., да и брак с тенором вряд ли был бы удачен. Самый многогранный из этих персонажей - Карлос ди Варгас, который и брат героини, и убийца, и вообще маньяк, но при этом такой интересный в плане развития характера, что его сильно жалко и во нмогом можно оправдать.
баритон-любовник - Эскамильо, граф Альмавива из "Свадьбы Фигаро", дон Жуан, Онегин, также Белькоре. Баритональный аналог тенора-любовника, вследствие низкого голоса имеющий несколько больше шансов. По крайней мере, ни один тенор каталога покоренных дамочек не имел. Персонаж профессионально неотразимый, но законченно эгоистичный. Бывает симпатичным или мерзким в зависимости от того, кто поет.
От себя мне почти нечего добавить, кроме того, что Джека Рэнса из "Девушки с Запада" я бы всё же отнесла к категории баритонов, которые любят сопрану, а им фигу. Ну не тянет Рэнс на мерзавца. Он искренне любит Минни. Просто с женщинами обращаться не умеет. :)