?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись



Опера Массне "Вертер" не принадлежит к числу моих любимых. Мне она не нравится за меланхоличную сентиментальность и главного героя, теноре клинико ассолюто (ИМХО, клиничнее Вертера только Гофман). Даже несмотря на то, что примадонна там - мецца. Но мимо имён Бенуа Жако и Йонаса Кауфманна я никак не могла пройти. Бенуа Жако - известный кинорежиссёр, автор совершенно гениальной (по моему мнению) кинематографической версии "Тоски" с Георгиу, Раймонди и Аланьей, а Йонас Кауфманн - один из немногих современных теноров, кто мне действительно нравится.

Не пожалела о потраченных на оперу 3 часах ни на секундочку. Это крайне редкая сейчас абсолютно классическая постановка, с минималистскими декорациями, традиционными костюмами (единственное, чего я не поняла - почему Вертер в начале спектакля ходит в круглых тёмных очках а-ля Кот Базилио из советского "Буратино"; впрочем, он довольно скоро с ними расстаётся и больше не надевает) и сценографией вида "вышел и пой". Никаких постмодернистских вывертов, никакой беготни по сцене, всё строго и выдержанно. Единственно, что декорации, на мой вкус, были уж слишком минималистскими: попробуйте-ка всё немалой длины действие таращиться на расписанный под небо задник сцены и каменный парапет посередине. Или на паркетный пол, одинокий клавесин и неприкаянное бюро, скромно притулившиеся по углам. Цвета - неяркие, освещение приглушённое (но очень грамотное и реалистичное). Поэтому первые два действия мне было несколько скучновато, но, как я уже заметила, я просто не очень люблю музыку Массне. Наверное, дело ещё и в этом.

При таком визуальном ряде и сценографии задача удержать внимание зрителя естественным образом ложится на певцов, и не обладающие яркими драматическими талантами исполнители загубили бы всю постановку. К счастью, здесь роль Шарлотты исполняла тонкая и умная певица-актриса Софи Кош, а Вертера - Йонас Кауфманн, которого неизменно хвалят за актёрское мастерство. Его Вертер получился очень человечным, трагическим, но при этом лишённым романтической слезливости и жаления себя. Да, любит. Да, страдает. Да, хочет умереть. Но желание смерти у него происходит не из слабости и не под влиянием минутного порыва, а от того, что мера страдания, которое он испытывает, превысила терпимые пределы. И хотел бы не страдать, всё понимаю - но ничего не могу с собой поделать. А кто сказал, что человек обязан терпеть такое мучение? Человек сам - хозяин своей судьбы. Вот такой получился Вертер. Он сознательно выбирает уйти из жизни, будучи вполне уверен, что там, за гранью, его ждёт какая-то иная жизнь. Сентиментальный последний монолог Вертера про то, что "похорони меня у обочины дороги или в зелёной долине и приходи слезами оросить надгробный камень мой", даже не очень вяжется с создаваемым до того образом. Впрочем, он поэт, поэту такая лирика простительна... Словом, это был первый в моей жизни Вертер, которому я сочувствовала и которого могла понять. Надо мне ещё Каррераса послушать, интересно, какой у него образ вышел.

Отец Шарлотты, судья (Ален Верне/Alain Vernhes), тоже играл так, словно находится не на театральной сцене, а на съёмочной площадке. Очень славный, как и Софи, младшая сестра Шарлотты (Анн-Катрин Жилле/Anne-Catherine Gillet). Некоторое исключение из этого отрадного ряда составил баритон Людовик Тезье (Альбер, муж Шарлотты), который везде, сколько я его видела, носит себя туда-сюда с мрачно-меланхоличным видом, периодически играя желваками для обозначения эмоций. Но поёт хорошо, хоть за это ему спасибо. Пели здесь все отлично, музыкальная часть спектакля вообще превосходна. За пультом был 76-летний Мишель Пляссон, известный французский дирижёр, которому сейчас уже трудно стоять, но музыкант он по-прежнему выдающийся. А в оркестре играл соло симпатичный мальчик-арфист. ;)

Видеоверсия спектакля, режиссёром которой также был Бенуа Жако, добавляет интересных деталей. К примеру, Жако явно хочет сказать нам, что пространство сцены, зрительного зала и кулис неразделимо: он постоянно снимает сцену из-за кулис, показывает задники декораций, а в интермедиях Шарлотта и Вертер пару раз проходят по балкону мимо зрителей. Интересно также смотреть на певцов, которые ещё не вышли на сцену, но в роль уже вошли.

Видеоверсия вообще очень кинематографична: много крупных планов (лица певцов смотрятся вблизи абсолютно органично, на них нет резкого театрального грима, и эмоции они выражают естественно); интересные ракурсы, вплоть до съёмки сцены сверху, с колосников. Ну так ведь делал мастер кинематографического жанра.

Мне понравилось весьма. Рекомендую, если хочется увидеть традиционную постановку с отличными певцами-актёрами и, о счастье, несопливым Вертером.

Скачать эту радость в виде DVD можно здесь:
http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=2690884

Комментарии

( 3 искры — Зажечь искорку )
canto_et_spero
30 янв, 2010 11:34 (UTC)
ааааааа, хочу-хочу!

А Софи Кош я вообще пока что ни разу не слышал.
arashi_opera
30 янв, 2010 11:44 (UTC)
На Шаре есть авишка, если не можешь торренты. Попроси Рому скачать.

Edited at 2010-01-30 11:45 (UTC)
canto_et_spero
30 янв, 2010 11:45 (UTC)
да подниму рейтинг немножко и скачаю, наверное.
( 3 искры — Зажечь искорку )

Календарь

Сентябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

На странице

Разработано LiveJournal.com