Arashi (arashi_opera) wrote,
Arashi
arashi_opera

Categories:

Оперные легенды XX века: Джеральдин Фаррар

Баритон Антонио Скотти, сопрано Джеральдин Фаррар и тенор Энрико Карузо… Среди этих имён только имя Карузо знакомо каждому, а между тем все трое в своё время пользовались огромной славой и популярностью, на протяжении нескольких десятков лет украшая собой подмостки американской Метрополитен Опера, давая пищу для газетных сплетен и заслуженно вызывая всеобщее восхищение. И всех троих связывали не только деловые, но и тёплые личные отношения.

Как говорится, ladies first, поэтому начнём рассказ с прекрасной Джеральдин Фаррар, на протяжении двадцати лет самой яркой звезды на небосклоне Метрополитен Опера.



Джеральдин (поклонники ласково называли её «Джерри») Фаррар родилась 28 февраля 1882 года в городе Мелроуз, штат Массачусетс. (Если помните, был такой телесериал, «Мелроуз плейс».) Училась вокалу сначала в Бостоне, затем в Берлине и, наконец, в Париже, у знаменитой сопрано Лили Леманн. Дебют Фаррар в Берлине в 1901 году (девушке было всего 19 лет) произвёл фурор. Она пела Маргариту в «Фаусте», затем Джульетту в «Ромео и Джульетте» Гуно и главные роли в опере Тома «Миньон» и «Манон» Массне.

В 1906 году Фаррар дебютировала в Метрополитен в роли Джульетты, навсегда связав свою судьбу с этим театром до самого своего ухода со сцены.

Репертуар Фаррар в МЕТ включал такие сложные партии, как Таис в одноимённой опере Массне и Маргарита в «Мефистофеле» Бойто. Но любимыми её ролями были Кармен Бизе (эту партию в начале века нередко пели сопрано), Чио-Чио-сан и Тоска Пуччини. Фаррар часто исполняла партии в операх Пуччини и его современников-веристов, потому что они как нельзя лучше подходили её сценическим возможностям. Фаррар была первой сестрой Анжеликой на мировой премьере «Триптиха» Пуччини, она же создала роли в таких операх, как «Амика» П. Масканьи, «Королевские дети» Э. Хумпердинка, «Мадам Сан-Жен» У. Джордано по одноимённой пьесе В. Сарду, автора «Тоски».


1918 г., мировая премьера цикла опер Пуччини "Триптих": сестра Анжелика

Джеральдин Фаррар, как и Антонио Скотти, придерживалась твёрдого убеждения, что драматическая сторона деятельности певца не менее, а то и более важна, чем вокальная. Как она выражалась – «певица должна сочетать в себе таланты Сары Бернар и Нелли Мельба», а также - «Чириканье оставьте канарейкам, а я - актриса». Она не обладала такой совершенной вокальной техникой, как иные её современницы вроде Амелиты Галли-Курчи, но компенсировала свой не всегда безупречный вокал другими достоинствами.

Меткое выражение острослова Карузо «Farrar farà» - «Фаррар сделает» - как нельзя лучше отражало её отношение к работе. Фаррар была артисткой со стальной волей и если делала, делала всё даже не на "пять", а на "десять". Все свои роли (а их у неё было 42) она продумывала до мельчайших деталей, с математической точностью выверяя вокальные и сценические характеристики образа. При этом её игра никогда не теряла страстности, эмоциональности и живости. Даже при не слишком выдающемся (хотя и технически уверенном) пении зритель неизменно оставался заворожённым её игрой. А её приверженность сценическому реализму просто не знала границ: к примеру, для премьеры оперы Хумпердинка «Королевские дети», где Фаррар пела роль Пастушки Гусей, она потребовала предоставить ей живых гусей! Сам Хумпердинк пришёл в от этого изумление.

Наверное, ярче всего блистала Фаррар в «Тоске», особенно когда на сцене вместе с нею были Скотти и Карузо. Это великолепное трио не мог превзойти никто. Стоило другой сопрано занять место Фаррар, даже при наличии Скотти и Карузо, как объём продаж билетов немедленно падал.

Несомненный драматический талант Фаррар и её красота привлекали внимание не только оперных, но и кинорежиссёров. Когда она не была занята в опере – например, летом – Фаррар часто снималась в немых фильмах. Самый известный из них – «Дева Жанна» (Joan the Woman) – биографическая картина о Жанне Д’Арк, снятая в 1917 году режиссёром Сесилом ДеМиллем. Джеральдин Фаррар в нём доказала, что её талант как актрисы ничуть не уступает певческому, а то и превосходит его. Фильм «Дева Жанна» сохранился и до сих пор считается одной из лучших экранизаций истории Орлеанской девы.


«Англичанин, в сердце каждого человека есть место лишь для одной любви. Моё сердце принадлежит Франции!» (Жанна)

Красивая, яркая, харизматичная, Фаррар была настоящей американской «звездой». Публика её обожала. Среди молодых девушек тех лет, регулярно посещавших оперу, даже возникло нечто вроде фанатского движения. Этих поклонниц называли «Джерри-флэпперс» (flapper – жаргонное словечко, обозначавшее в 1920-е годы кокетливую, ветреную молодую девушку).


В. А. Моцарт, "Свадьба Фигаро": Керубино
послушать арию?

Фаррар была любима не только публикой в целом, но и отдельными её представителями, мужского пола в особенности. Да и могла ли такая женщина остаться без мужского внимания? Среди её поклонников были крон-принц Пруссии Вильгельм и легендарный дирижёр Артуро Тосканини. Интересно заметить, что знакомство Фаррар и Тосканини началось не самым приятным образом. На первой репетиции «Мадам Баттерфляй» в МЕТ дирижёр и прима не сошлись во мнениях по поводу темпа. Фаррар, намекая на свой «звёздный» статус, настаивала на своём. Тосканини, известный своим деспотическим характером, сказал ей: «Мадемуазель, звёзды все в небесах, а вы – артистка, так что извольте делать, как я скажу.» Взбешённая Фаррар ответила: «Публика платит за то, чтобы видеть моё лицо, а не вашу спину!»

Больше никто и никогда не смел так разговаривать с великим Тосканини. Но в конце концов они помирились и даже более того: их роман длился целых семь лет. Говорят, что в итоге Фаррар поставила женатому Тосканини ультиматум: или она (в смысле, жена), или я. Великий дирижёр предпочёл сохранить свой брак и уехал с семьёй в Италию, порвав отношения с певицей, хотя оба они сохранили друг о друге тёплые воспоминания.

Друг и коллега Фаррар Антонио Скотти, ведущий баритон Метрополитен, тоже не остался равнодушным к её чарам. Скотти очень любил Фаррар, и она какое-то время отвечала ему взаимностью. Правда, романтические её чувства довольно быстро остыли, но двое певцов остались друзьями – кажется, на Джеральдин ни один мужчина не мог обижаться долго. Она нежно звала его «Тото» и всегда относилась к нему с большой теплотой. Когда в 1933 году артист навсегда прощался с дорогой ему сценой, Фаррар была с ним. Дружила она и с Карузо, великим тенором, другом и земляком Скотти.

В 1918 году Джеральдин вышла замуж за киноактёра Лу Теллегена, но их брак продлился всего четыре года, после чего последовал громкий разрыв, в основном из-за многочисленных супружеских измен Теллегена.

В 1922 году, в возрасте 40 лет, Фаррар покинула оперную сцену. До 1931 года она давала концерты, а в 1938 опубликовала мемуары под трудно переводимым на русский язык названием «Such Sweet Compulsion».

Её певческая карьера была недолгой - всего 21 год, не так уж много, но Фаррар, казалось, не сожалела ни о чём. Фаррар могла быть только Фаррар - умной, расчётливой, темпераментной, безрассудной, отдающей сцене всё и даже больше. Она знала, что слишком тяжёлые роли губительны для её голоса, но если бы она берегла его и пела только то, что наилучшим образом для него подходило, она никогда не смогла бы стать той Джеральдин Фаррар, чья слава сияет сквозь толщу времён до сих пор.

Джеральдин Фаррар прожила долгую жизнь, сохранив красоту и обаяние до преклонных лет. Как пишет о ней в 1944 году Грейс Мур, другая американская сопрано:

«Стоит ли удивляться тому, что Джеральдин Фаррар, познавшая и мирскую славу, и счастье человеческой любви, смогла принести красоту жизни и в дни своего заката.»

Фаррар умерла в 1967 году в возрасте 85 лет, надолго пережив всех своих современников и коллег. Для своего времени она оставила немало записей: отрывки из «Фауста» (со Скотти, Карузо и Марселем Журне), разные арии и дуэты.

Ария Маргариты в темнице из оперы А. Бойто "Мефистофель":
Tags: sopranos, персоналии, познавательное, статьи
Subscribe

  • (no subject)

    Мне кажется, что-то произошло с кефиром. Вообще, в принципе, с любым кефиром, который сейчас у нас продаётся. Наша семья всегда любила и умела делать…

  • Кафе-пекарня "Хлебная мануфактура № 1"

    Прочитав в "Москвиче" завлекательный репортаж о пекарне "Хлебная мануфактура", где пекут хлеб только на закваске, даже бриоши, я решила своими…

  • Доставка готовой еды, впечатления

    Ну что ж. Месячный эксперимент с доставкой готовой еды объявляю завершённым. Делюсь подробными впечатлениями. Первый доставщик, которого я выбрала,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments