Arashi (arashi_opera) wrote,
Arashi
arashi_opera

Ильдебрандо Пиццетти, "Убийство в соборе" (Assassinio nella cattedrale)

Жил-был в Англии, веке этак в XII, чрезвычайно способный юноша по имени Томас Бекет... Впрочем, если вы не знаете, кто такой Томас Бекет, просвещать вас придётся долго, дабы вы оценили всю незаурядность натуры этого выдающегося исторического экземпляра. Вкратце - Томас Бекет был сыном лавочника, блестящим юристом, философом, богословом, риториком, придворным, политиком (кристально и неподкупно честным), лордом-канцлером, правой рукой короля Англии Генриха II, потом - архиепископом Кентерберийским, самой большой и несносной занозой в заднице у короля, которому раньше с таким рвением служил, а через два года после смерти угодил в святые под именем св. Фомы Лондонского, день почитания - 29 декабря. Папа Александр III, отлично зная и самого архиепископа, и хронику его жизни и деяний, наверняка кривился, как от желудочной колики, подписывая буллу о назначении покойного Томаса Бекета святым Фомой, но против народного мнения не попрёшь - а святым архиепископа Кентерберийского стали называть ещё при жизни. Паломничества же к его могиле начались почти сразу же после погребения, причём одним из первых паломников был не кто-нибудь, а сам король Франции Луи VII (который, замечу мимоходом, тоже был хорошо знаком с его высокопреосвященством при жизни), принёсший на могилу святого мученика огромный рубин. Замечательно о Томасе Бекете написано здесь, очерк в шести частях:
http://irene-dragon.livejournal.com/206816.html
http://irene-dragon.livejournal.com/206882.html
http://irene-dragon.livejournal.com/207217.html
http://irene-dragon.livejournal.com/207414.html
http://irene-dragon.livejournal.com/207706.html
http://irene-dragon.livejournal.com/207927.html

Крайне рекомендуется к прочтению даже лицам, равнодушным к истории, как я. Ну так о чём бишь я с таким пространным отступлением? Об опере современного итальянского композитора Ильдебрандо Пиццетти "Убийство в соборе", написанной по одноимённой поэме Т. С. Элиота, каковая, в свою очередь, рассказывает нам в художественном виде историю смерти архиепископа Кентерберийского. После семи лет добровольного изгнания во Франции Томас Бекет вернулся в Англию (где был с ликованием и почитанием встречен народными массами). Первого декабря он ступил на берег в Дувре, а 29-го четыре королевских рыцаря во главе с неким сэром Реджинальдом Фиц-Урсом (дурак и сволочь) зарезали архиепископа прямо в Кентерберийском соборе во время службы. Почему, собственно, и "Убийство в соборе".

Опера была впервые поставлена в 1958 году в театре Ла Скала, главную роль исполнял бас Никола Росси-Лемени (между прочим, наполовину русский), в расчёте на которого партия Томаса Бекета и писалась. На только что просмотренном мною DVD роль архиепископа исполняет - догадайтесь, кто? Правильно, Руджеро Раймонди, которому образ Томаса Бекета подходит, как хорошо сшитая перчатка. Петь там, к счастью, виртуозно не требуется, но нужно иметь голос, отражающийся от стропил собора, и актёрскую харизму отсюда до заката. И с тем, и с другим у Раймонди всё более чем в порядке даже в 65 лет. Стоит только в эти горящие глаза посмотреть...

22 декабря 2006 года опера была исполнена в базилике св. Николая в итальянском городе Бари - том самом храме, где покоятся мощи святителя Николая Чудотворца. Кое-кто возмущается - как так, петь оперу прямо над мощами, но, честно говоря, такую оперу - ИМХО, вполне можно. Тем более, раз разрешили - значит, тем более кощунством не сочли. И благодаря такому сеттингу зрелище чрезвычайно внушает.

Опера представляет собой некий сплав греческой трагедии, средневековой мистерии и католической мессы (в финале хор поёт, натурально, Dies irae и Tuba mirum из Реквиема). Масса хоровых номеров, солистов - ну, по факту один, сам Бекет, но я бы причислила к таковым двух т. н. "кентерберийских женщин", меццо и сопрано. Они тоже много поют соло, озвучивая, так сказать, "глас народа". Четырёх искусителей aka рыцарей-убивцев в солисты не беру, маловато поют. Музыка, несмотря на современность оперы, вполне приятна и дружественна ушам, немного напоминает Пуччини. Отдельных арий и номеров нет, но мелодии есть, хотя вычленить их получается не с первого раза: слишком плотное музыкально-драматическое полотно, в котором музыка служит главным выразительным средством и подчёркивает содержание текста. А текст не из простых, особенно если ты не читал поэму Т. С. Элиота. Так что поэму весьма рекомендуется читать, благо поют её практически дословно.

Собственно зрелище грамотно разбавлено кинематографическими вставками - келья Томаса Бекета, назгулы в тумане всадники в капюшонах, лик короля Генриха... Сидишь - и прямо фильм смотришь, не зная, а что, собственно, тут главнее - музыка или визуальный ряд. Полагаю, в данном случае они равнозначны, что и делает этот DVD таким запоминающимся зрелищем.

Скриншоты (кликабельны):




















Здесь можно скачать русские субтитры к этому спектаклю.
Tags: basses & baritones, images, записки оперного мозгоеда, обзоры, субтитры
Subscribe

  • новости из мира LoGH

    Внезапно оказалось, что японцы поставили театральный спектакль про Оберштайна. Правда, лучше бы его не было. Если вы думаете, что пьеса "Гарри…

  • Печальное про LoGH

    Посмотрела тут, с какими субами лежит на рутрекере LoGH - глаза б мои этого не видели. Эти <нецензурно> даже выбросили наши приличные субтитры…

  • (no subject)

    Узнала, что адмирал Сидни Ситоле в LoGH тоже, как и многие другие персонажи, назван в честь реального человека - Ндабанинги Ситоле, зимбабвийского…

Comments for this post were disabled by the author

  • новости из мира LoGH

    Внезапно оказалось, что японцы поставили театральный спектакль про Оберштайна. Правда, лучше бы его не было. Если вы думаете, что пьеса "Гарри…

  • Печальное про LoGH

    Посмотрела тут, с какими субами лежит на рутрекере LoGH - глаза б мои этого не видели. Эти <нецензурно> даже выбросили наши приличные субтитры…

  • (no subject)

    Узнала, что адмирал Сидни Ситоле в LoGH тоже, как и многие другие персонажи, назван в честь реального человека - Ндабанинги Ситоле, зимбабвийского…