Arashi (arashi_opera) wrote,
Arashi
arashi_opera

Categories:

"Турандот" из Запретного города

"Тоска" в реальных местах действия оперы уже была, теперь вот "Турандот". Фчесть того, что эта опера ставилась в Китае впервые за эн лет, китайцы пожертвовали на мероприятие Императорский дворец и половину своей армии в массовку - такое, по крайней мере, было впечатление. Режиссёром выступил Чжан Имоу, автор таких фильмов, как "Герой", "Дом летающих кинжалов", "Проклятие Золотого цветка". Если вы видели хоть один, то можете себе представить, как выглядит в его исполнении "Турандот". То же самое: буйство красок, всё потрясающе красиво, изящно и эффектно. Но в "Турандот", сдаётся мне, великий мастер слишком уж увлёкся визуальным компонентом. Эффектной зрелищности там СТОЛЬКО, что будь за пультом кто-нибудь другой, а не маэстро Зубин Мета, музыка Пуччини рисковала бы превратиться из главного действующего лица в банальный саундтрек к очередному фильму в стиле "китайское эпическое фэнтези". Действительно, всё до ужаса кинематографично, к тому же видео перемежается вставными кадрами китайских пейзажей, пагод, мозаик, статуй и т. п. Роль сцены исполняет открытая площадка перед входом во дворец и огромная пологая лестница, на неё ведущая. На лестнице располагается хор, обряженный в костюмы и головные уборы средневековых китайских чиновников. По ходу действия сотни две человек массовки демонстрируют на сцене национальную китайскую хореографию, а кое-где и боевые искусства (очаровательная девушка, явно мастер единоборств, с ног до головы в алом шёлке, красиво махала ногами и мечом-цзянем, изображая палача). Повсюду тонны шёлка, золота, расшитой парчи, перьев, конских хвостов, оружия, доспехов, ширм, вееров, свитков и т. п. От этой роскоши к концу действа у меня заболела голова. Жесты у певцов тоже, как в китайской опере.

Понятное дело, что при такой роли визуального компонента нужны охренеть какие харизматичные певцы, чтобы перебить своей игрой и пением это колористическое пиршество. Увы, в распоряжении Чжана Имоу, в отличие от Андреа Андерманна, продюсера римской "Тоски", были не гениальные, а просто хорошие певцы, а этого тут явно недостаточно. К тому же петь на открытом воздухе... Можете себе представить, какая там акустика, точнее, полное отсутствие таковой. Тамошним зрителям вряд ли было слышно хоть что-нибудь дальше десятого ряда. Несчастный тенор форсировал звук как мог, иногда казалось, что он вот-вот лопнет. У остальных это было заметно меньше, но и им, думаю, несладко приходилось.

Так что герой вечера - однозначно Зубин Мета. Сидевшие за моей спиной пожилые свунеры восторженно провожали глазами каждое его появление на экране ("Какой всё-таки красивый человек!" - "Лучше бы он вместо всех там спел..."), и их, в общем, можно понять. Сделать так, чтобы музыка Пуччини должным образом впечатлила, несмотря на средний вокал и изо всех сил отвлекающую внимание слушателя от музыки постановку - это надо иметь нефиговый талант, я вам скажу.

Ещё мне понравилась Барбара Фриттоли в роли Лю. Ей, конечно, изрядно помогли Пуччини и Мета, потому что Лю - реально самый эффектный и цепляющий за душу персонаж оперы. Но и она не ударила в грязь лицом. Голос небольшой, но красивый и выразительный, а как играла хорошо...

Кстати, раз уж речь зашла о Лю, не могу обойти вниманием вопрос, над которым, наверное, уже ломали копья десятки музыковедов - о концовке Альфано. Как известно, Пуччини так и не завершил "Турандот", окончив свои труды на плаче по Лю и дальше этого так и не продвинувшись. После смерти маэстро его ученик Франко Альфано в меру способностей придумал и дописал концовку оперы. ИМХО, это была не лучшая идея. Сцена самоотверженной гибели Лю и её оплакивание - без сомнения, самая сильная сцена во всей опере, к ней невозможно остаться равнодушным. Она не просто "омрачает счастливую развязку", она сводит её на нет, отчётливо показывая, насколько этот поспешный хэппи-энд надуман, притянут за уши и совершенно не вписывается в развитие драмы. Лично я, как Артуро Тосканини на первом представлении, просто выключаю "Турандот" после хора, оплакивающего Лю - то есть там, где закончилась музыка Пуччини.

Последняя сцена Лю:

Слепой Тимур, отец Калафа, и его рабыня-проводница Лю схвачены стражниками принцессы. Турандот полагает, что раз этих двоих видели вместе с неизвестным принцем, они должны знать его имя, и намерена добиться его от них любым способом. Стражники хватают старика Тимура, и Лю, желая его защитить, говорит, что лишь ей одной известна эта тайна, но она её не выдаст. "Что даёт тебе такую силу, рабыня?" - изумлённо спрашивает её Турандот. "Любовь, принцесса!" - отвечает Лю. Турандот приказывает вести Лю на пытки. "Ты, заковавшая себя в лёд, будешь побеждена пламенем любви!" - предрекает маленькая рабыня, выхватывает из волос принцессы острую заколку и убивает себя, чтобы сохранить тайну имени Калафа. Гибель Лю потрясает всех.

Лю - Барбара Фриттоли
Турандот - Джованна Касолла
Калаф - Сергей Ларин
Дирижирует Зубин Мета

Интересно, что значит развернувшийся в конце иероглиф. Там таких моментов немало, с иероглифами, но я по-китайски не читаю... А здесь - клип со всеобщим оплакиванием:
http://www.youtube.com/watch?v=uYlStF9OZX8
Tags: puccini
Subscribe

  • Известная, но неизвестная музыка

    Зуб даю, вы все когда-нибудь слышали эту музыку, причём много раз и в разных случаях — но понятия не имели, как она называется. Просвещения пост! 1.…

  • (no subject)

    Прошло восемь лет, а эта музыка до сих пор цепляет за сердце как впервые. Особенно переход на 02:30. С другой стороны, что удивляться, это же Клинт…

  • Mass Effect music

    «After all this time? – Always.» Музыка в трилогии МЭ всегда была замечательная и прибавляла +100 очков к атмосферности. Джек Уолл, Сэм Хьюлик,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments

  • Известная, но неизвестная музыка

    Зуб даю, вы все когда-нибудь слышали эту музыку, причём много раз и в разных случаях — но понятия не имели, как она называется. Просвещения пост! 1.…

  • (no subject)

    Прошло восемь лет, а эта музыка до сих пор цепляет за сердце как впервые. Особенно переход на 02:30. С другой стороны, что удивляться, это же Клинт…

  • Mass Effect music

    «After all this time? – Always.» Музыка в трилогии МЭ всегда была замечательная и прибавляла +100 очков к атмосферности. Джек Уолл, Сэм Хьюлик,…