Понятное дело, что при такой роли визуального компонента нужны охренеть какие харизматичные певцы, чтобы перебить своей игрой и пением это колористическое пиршество. Увы, в распоряжении Чжана Имоу, в отличие от Андреа Андерманна, продюсера римской "Тоски", были не гениальные, а просто хорошие певцы, а этого тут явно недостаточно. К тому же петь на открытом воздухе... Можете себе представить, какая там акустика, точнее, полное отсутствие таковой. Тамошним зрителям вряд ли было слышно хоть что-нибудь дальше десятого ряда. Несчастный тенор форсировал звук как мог, иногда казалось, что он вот-вот лопнет. У остальных это было заметно меньше, но и им, думаю, несладко приходилось.
Так что герой вечера - однозначно Зубин Мета. Сидевшие за моей спиной пожилые свунеры восторженно провожали глазами каждое его появление на экране ("Какой всё-таки красивый человек!" - "Лучше бы он вместо всех там спел..."), и их, в общем, можно понять. Сделать так, чтобы музыка Пуччини должным образом впечатлила, несмотря на средний вокал и изо всех сил отвлекающую внимание слушателя от музыки постановку - это надо иметь нефиговый талант, я вам скажу.
Ещё мне понравилась Барбара Фриттоли в роли Лю. Ей, конечно, изрядно помогли Пуччини и Мета, потому что Лю - реально самый эффектный и цепляющий за душу персонаж оперы. Но и она не ударила в грязь лицом. Голос небольшой, но красивый и выразительный, а как играла хорошо...
Кстати, раз уж речь зашла о Лю, не могу обойти вниманием вопрос, над которым, наверное, уже ломали копья десятки музыковедов - о концовке Альфано. Как известно, Пуччини так и не завершил "Турандот", окончив свои труды на плаче по Лю и дальше этого так и не продвинувшись. После смерти маэстро его ученик Франко Альфано в меру способностей придумал и дописал концовку оперы. ИМХО, это была не лучшая идея. Сцена самоотверженной гибели Лю и её оплакивание - без сомнения, самая сильная сцена во всей опере, к ней невозможно остаться равнодушным. Она не просто "омрачает счастливую развязку", она сводит её на нет, отчётливо показывая, насколько этот поспешный хэппи-энд надуман, притянут за уши и совершенно не вписывается в развитие драмы. Лично я, как Артуро Тосканини на первом представлении, просто выключаю "Турандот" после хора, оплакивающего Лю - то есть там, где закончилась музыка Пуччини.
Последняя сцена Лю:
Слепой Тимур, отец Калафа, и его рабыня-проводница Лю схвачены стражниками принцессы. Турандот полагает, что раз этих двоих видели вместе с неизвестным принцем, они должны знать его имя, и намерена добиться его от них любым способом. Стражники хватают старика Тимура, и Лю, желая его защитить, говорит, что лишь ей одной известна эта тайна, но она её не выдаст. "Что даёт тебе такую силу, рабыня?" - изумлённо спрашивает её Турандот. "Любовь, принцесса!" - отвечает Лю. Турандот приказывает вести Лю на пытки. "Ты, заковавшая себя в лёд, будешь побеждена пламенем любви!" - предрекает маленькая рабыня, выхватывает из волос принцессы острую заколку и убивает себя, чтобы сохранить тайну имени Калафа. Гибель Лю потрясает всех.
Лю - Барбара Фриттоли
Турандот - Джованна Касолла
Калаф - Сергей Ларин
Дирижирует Зубин Мета
Интересно, что значит развернувшийся в конце иероглиф. Там таких моментов немало, с иероглифами, но я по-китайски не читаю... А здесь - клип со всеобщим оплакиванием:
http://www.youtube.com/watch?v=uYlStF9OZX8