Arashi (arashi_opera) wrote,
Arashi
arashi_opera

Category:
Есть у меня две "Тоски" с совершенно одинаковым составом, одна - студия 1979 года, другая - живая 1982-го. Те же певцы, тот же оркестр, тот же дирижёр (Караян). Но какие разные записи! Обе очень хороши, но совсем разные. 1979 - одна из моих любимейших "Тосок", абсолютно потрясающая. А 1982 я послушала только что. Забыть обо всём и полностью погрузиться в музыку меня заставило, как ни странно, третье действие. Первое и второе так не зацепили. А третье... Давно так меня не вштыривало. Вроливалась в персонажей (интересно, наверное, было наблюдать соответствующую смену настроений и мыслей на моём лице), постоянно видела перед глазами яркую картинку. Никогда ещё так ярко не ассоциировала себя с Каварадосси, как в этой "E lucevan le stelle". Даже слёзы потекли. У меня, конечно, за поплакать не залежится, но одно дело плакать, потому что героя жалко, а другое - этим героем себя чувствовать, ощущать его боль, его воспоминания, его отчаяние.

Вступление к сцене в тюрьме здесь тоже совсем другое, нежели в студийке 1979. То я прекрасно помню, оно потрясло моё воображение своей суровой безысходностью. Не музыка, а поступь Рока во всём своём мрачном величии. А здесь по-другому. Здесь почти физически ощутимая человеческая скорбь и страдание. И кларнет в начале "E lucevan", кажется, никогда не звучал так пронзительно-горько. Зато потом, при появлении Тоски, словно солнце выглянуло из-за туч. А когда над Римом встаёт настоящее солнце, и первые лучи озаряют площадку замка Св. Ангела, почти ощущаешь утреннюю прохладу и свежий воздух. Тем сильнее впечатление от трагического финала.

Нередко слышу упрёк, что у Пуччини музыка скучная. Никогда! Просто это такая музыка, которая доходит до мозгов не сразу, это не Моцарт или Россини. Например, в "Тоске", если воспринимать её чисто музыкально, мне поначалу нравился один-единственный фрагмент - ария Каварадосси. Меня другое вштыривало, не музыка. А потом вдруг стали нравиться дуэты первого акта. Потом, чем больше я её слушала, тем больше нравилось всё остальное, пока, наконец, я не полюбила её всю от первой до последней ноты. С "Девушкой с Запада" - то же самое: сначала мне нравилась ария тенора, потом понравилась ария сопрано во втором акте и дуэт с тенором. Скоро, чувствую, понравится и всё остальное. :) Так что Пуччини просто распробовать, ИМХО, надо.
Tags: puccini, tosca, записки оперного мозгоеда
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • (no subject)

    Решила сделать доброе дело и пойти сдать плазму с антителами от ковида — прививка-то у меня есть, — так вы представляете, запись на анализ (на эти…

  • «Аннетт»: посмотрите в лицо бездне и поймите, что это зеркало

    «Аннетт» – новый фильм крайне самобытного французского режиссёра Леоса Каракса, который снимает кино редко (раз в восемь-девять лет), но метко:…

  • Умер Карлайл Флойд

    Выдающийся американский композитор, основатель труЪ американской оперы как таковой скончался 30 сентября в возрасте 95 лет. Очень грустно. Я очень…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments