Arashi (arashi_opera) wrote,
Arashi
arashi_opera

Category:
  • Mood:

"Магомет II"

Доброе утро! Чувствую себя несколько лучше, в ночи досмотрела "Магомета II". :-)



Я съем свои ботинки, если это не самая "продвинутая", серьёзная и драматичная опера Россини после "Вильгельма Телля". В "Магомете" почти нет пауз, нет стандартных вставных номеров, которые можно спокойно отрезать, и опера от этого не пострадает; наоборот, всё служит созданию цельной и глубокой картины. Длится опера, между прочим, три часа - редкий случай для опер бельканто. И сюжет "Магомета" не такой уж маразматический.

Анну Эриссо, самоотверженную героиню оперы, очень жалко. Маленькая хрупкая девушка в итоге оказалась храбрее, мудрее и сильнее всех окружающих её воинственных мужиков. Ну и как всегда бывает - хорошие люди долго не живут. Сделав всё, что могла для спасения Родины, в конфликте между долгом и любовью девушка выбирает удар кинжалом. :-( Поэтому я из принципа не буду ни смотреть, ни слушать более позднюю венецианскую версию "Магомета", где Россини в угоду вкусам публики сделал розовые сопли притянутый за уши хэппи-энд, воспользовавшись уже третьей итерацией рондо "Tanti affetti" из "Девы озера". Ничего эти венецианцы в драмах не понимали. И красивейший терцет "In questi estremi istanti" Россини в венецианской редакции выкинул... В общем, фи. Араси такое не едят.

А в неаполитанском "Магомете II" воплотилось идеальное (для меня) музыкальное сочетание: головокружительная виртуозность и красота бельканто плюс серьёзность и драматическая насыщенность опер более позднего времени.

Разъясняю сюжет. Средиземноморье, XV век (около 1470 г.). Венецианскую колонию Негропонт (совр. Эвбея, самый крупный из о-вов Греции в Эгейском море) осаждают войска османского султана Магомета II, уже завоевавшего Константинополь. Губернатор Негропонта, Паоло Эриссо (тенор), совещается со своими военачальниками: сдать ли город или продолжить сопротивление. Молодой генерал Кальбо (героическое меццо) с жаром призывает всех сражаться до последней капли крови. Кальбо влюблён в дочь Эриссо, Анну, и Паоло готов вручить ему её руку. Но оказывается, что Анна влюблена в некоего Уберто, с которым она встретилась в Коринфе. Паоло выясняет, что это никак не может быть Уберто, так как Уберто в означенное время находился совсем в другом месте. Анна в шоке. Добрый папа Эриссо уходит сражаться, оставляя дочь без всякой защиты, и велит ей в случае поражения покончить с собой, дабы не попасть в руки мусульман.

Войска Магомета захватывают Негропонт и берут в плен Кальбо и Эриссо. Магомет отдаёт должное их смелости и предлагает сложить оружие, тогда всех пощадят. Они, разумеется, многопафосно отказываются, Магомет пожимает плечами и приказывает казнить обоих. Тут вбегает Анна и бросается к ногам султана. С изумлением Магомет и Анна узнают друг друга: это Магомет под видом Уберто странствовал в Коринф, познакомился там с Анной и влюбился в неё. Анна в ужасе, но присутствия духа не теряет: выхватив кинжал, она угрожает убить себя, если Магомет не отпустит её отца и "брата". Магомет из любви к ней освобождает пленных и предлагает Анне руку, сердце и трон. Уходя на битву, он в знак доверия и любви оставляет ей свой символ власти: перстень с царской печатью. Анна любит Магомета, но не может предать родину. Она передаёт печать своему отцу (который до того обзывал её всякими словами и обвинял в сговоре с врагом), и с помощью этой печати Эриссо с Кальбо удаётся бежать из плена, собрать силы и отбить наступление врага (угу, а Анне предлагается сидеть и ждать практически неминуемой казни). Попутно Эриссо на могиле матери Анны венчает Анну и Кальбо (и Анна уже заранее начинает готовиться к смерти). В финале, когда возмущённый Магомет является с закономерным вопросом: "Что ты натворила, женщина?", Анна признаёт всё, что сделала, и наносит себе удар кинжалом. Сражённый горем Магомет падает к её ногам. The End.

Трагедь, Аццкая Трагедь. Серьёзная и пафосная, с невероятным количеством колоратур, которые однако, от драмы нисколько не отвлекают, даже наоборот. Имеются: единственный в своём роде терцеттоне (здоровущий терцет) на 28 минут, много басовьих колоратур, шикарная ария для меццо (скорее даже контральто) в штанах, много хоровой музыки, трогательный до слёз любовный дуэт сопрано с басом и финальный трагический колоратурный фейерверк для сопрано.

А вот главная героиня оперы, Анна (несмотря на то, что названо произведение в честь Магомета), в исполнении 26-летней Чечилии Гасдиа:



Солистами на Россиниевском оперном фестивале в 1985 году были Сэмюэль Рэми, Чечилиа Гасдиа, Крис Мерритт и Лючия Валентини-Террани - столпы "россиниевского ренессанса", грандмастера вокальных фейерверков. Чего бы я ни отдала, чтобы оказаться там в тот вечер...

Посмотреть отрывки:
Выходная ария Магомета "Sorgete, sorgete" (Рэми). Общий смысл - всё мегакруто, а Магомет в особенности.
Дуэт Магомета и Анны "Anna... tu piangi?" (Рэми и Гасдиа). Смысл - "ты меня любишь? - да, люблю, но не могу!".

А также послушать:

терцет "In questi estremi istanti" (Барбара Лаварян, Веселина, Рамон Варгас). Общий смысл - всё Плохо и Ужасно.
ария Кальбо "Non temer! D'un basso affetto" (Анна-Рита Джеммабелла). Общий смысл - "Анна хорошая, она не могла нас предать".
Tags: belcanto, regal ramey, sopranos, записки оперного мозгоеда
Subscribe

  • «Майор Гром: Чумной Доктор»

    Чумной Доктор хочет сжечь этот фильм напалмом В качестве предисловия предупрежу, что я не читала комикс «Майор Гром» и вообще узнала о его…

  • (no subject)

    Уууууууууй бляаааааааааааа.... И это, считай, в день рождения Дэвида! Аааааа!!! После премьеры "Богемной рапсодии" в 2018 году, помнится, я сказала:…

  • (no subject)

    The Old Guard - зачётное кино! Ну то есть не то чтобы там наблюдались какие-то невероятные глубины философской мысли, но для своего жанра вполне,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • «Майор Гром: Чумной Доктор»

    Чумной Доктор хочет сжечь этот фильм напалмом В качестве предисловия предупрежу, что я не читала комикс «Майор Гром» и вообще узнала о его…

  • (no subject)

    Уууууууууй бляаааааааааааа.... И это, считай, в день рождения Дэвида! Аааааа!!! После премьеры "Богемной рапсодии" в 2018 году, помнится, я сказала:…

  • (no subject)

    The Old Guard - зачётное кино! Ну то есть не то чтобы там наблюдались какие-то невероятные глубины философской мысли, но для своего жанра вполне,…