Arashi (arashi_opera) wrote,
Arashi
arashi_opera

Categories:

Ладно, уговорили, по два слова

...про полторы "Кармен" и три "Тоски". ;-)

Первой "Кармен" была аццкого качества запись 1958 года из Театра Сан-Карло в Неаполе, с Марио дель Монако за Хосе, Федорой Барбьери за Кармен и великолепным Этторе Бастьянини - Эскамильо. Как нетрудно догадаться, ради последнего и качалось. Поют по-итальянски, но даже пой они по-французски, мало что можно было бы разобрать. Хорошо ещё, голоса слышно. Дель Монако (как и Корелли) всю жизнь, кажется, был свято убеждён, что если он не протянет парочку фермат "отсюда до завтрашнего заката" (с), то слушатель его уважать перестанет. А вообще хорош! Вот Барбьери в роли Кармен мне совсем не понравилась. Не нравится голос, и усё. Ничего поделать не могу. Бастьянини шикарен так, что прямо даже жалко, что он тут всего лишь Эскамильо, а значит, мало поёт. Да ещё и дуэта нету. Но вообще утомила запись страшно, я ужасно устаю от такого качества, когда, чтобы расслышать музыку, приходится напрягаться так, будто продираешься сквозь вязкое болото шумов и помех. Целиком я это прослушать так и не смогла.

Вторая "Кармен", слава Богу, была куда более слушабельного качества - радиотрансляция 1988 года из Метрополитен Опера, Мэрилин Хорн - Кармен, престарелый Верьяно Лукетти - Хосе, Френи - Микаэла и Рэми - Эскамильо. За пультом стоял Доминго, но ей-ей, лучше бы он пел. Что он местами учинял с оркестром - это надо слышать, пером не опишешь. Дуэт Хосе и Эскамильо в третьем действии я даже поначалу не смогла узнать: Рэми поёт одно, Лукетти - другое, а оркестр им играет что-то третье. Феерическая лажа, давно такого шедевра не встречала. То, что оркестр и Рэми малость не сошлись в темпах в куплетах тореадора - это ещё так, цветочки.. А пели славненько. Все, кроме Лукетти - это ужас-ужас, но тенору было 60 годков, так что я его не виню. Ну и уместность белькантовой Хорн в роли Кармен, конечно, вопрос отдельный, но лично я не возражаю.

Пошли про "Тосок".

Заново заценила запись Караяна с Прайс, ди Стефано и Таддеи 1963 года. Таддеи - СУПЕРСКИЙ барон! Такое зайко! Гыыы. %))) Нет, серьёзно, он меня так искренне улыбнул своей жизнерадостностью, что его даже сволочью назвать язык не повернётся. Плебейский совершенно Скарпий, это вам не врождённо интеллигентный Раймонди или изящный Манугуэрра. Сполетта небось находит его по утрам удящим рыбу в Тибре под стенами Сант-Анджело. Но душка. Смеётся заразительно, причём чистосердечно так, вовсе не издевательски. Да ну, какие издевательства, вы что, он на такое не способен. К Тоске питает искреннее расположение, пытается дружелюбно её облапать и не очень понимает, чего она визжит-то. С таким бароном - пить воТТку (в глубине души не любит он этих вин д'Испанья, кислятина какая-то), радостно поржать, а потом можно и фпостель. Впрочем, если бы я продолжала так блаженно-радостно улыбацца, может, согласилась бы в постель и без водки. %))

Затем был ещё один Караян, на сей раз 1979 год, с Каррерасом, Катей Риччарелли и молодым Раймонди. Да они все там молодые, даже Скарпиа. Ему не больше сорока лет, а Тоска - вообще девочка, совсем юная. Запись - ВО! Караян просто гениален. Очень выразительно и драматично, слушаешь - и прямо кино перед глазами. Музыкальные акценты необычные, каких я у других дирижёров не слышала. Вступление к третьему действию - прямо поступь Рока. Ты это слушаешь и отчётливо понимаешь: всё, сейчас настанет Большой Капец, трагический и совершенно неотвратимый. И ведь правда...

Вообще, "Тоска" - неправильное название для этой оперы. Тут она наименее яркий персонаж из троицы. Каварадосси и Скарпиа её отодвигают. Мама дорогая, какой из Каррераса роскошный Каварадосси! Да, этого действительно было за что расстреливать, он убеждённый либерал, Скарпию искренне считает палачом и душителем свободы. Но при этом - как любит свою Флорию! Я никогда не слышала, чтобы "Рекондита армония" у кого-либо из Каварадосси превращалась в такой светлый и вдохновлённый гимн любви к Тоске, исполненный глубочайшей нежности. Этот Марио на другую женщину даже не посмотрит, разве что с эстетической точки зрения. А как хорош он был в "Виттории"! Стоит прямо и гордо, кудри разметались, глаза горят, указующий перст жестом судии обращён на Скарпию: "Скарпиа, карнефиче! Карнефиче! Карнефиче!!!" Молодой Сен-Жюст прямо, "архангел революции". Чтобы утащить его из комнаты, человека 4, наверное, понадобилось.

У такого Каварадосси сил хватит на двоих, и за себя, и за Тоску. Может быть, отчасти ещё и поэтому Тоска тут совсем хрупкая и слабая девочка, нет в ней пылающего огня. Её так жалко весь второй акт. Поёт "Висси д'арте" и плачет, бедненькая. Просит пропуск - и слёзы глотает. Как у Раймонди рука поднялась её такую обидеть, тем более что он её любит, искренне любит. Весь первый акт исключительно dolce с ней общается, с такой нежностью... Что на него потом нашло - ума не приложу. Ещё более непонятно, потому что этот его Скарпиа самый спокойный из всех, крышу у него так ужастенно не рвёт, как позднее.

Про третью "Тоску" после двух таких даже говорить не хочется. Фигня какая-то американская из Сиэтла, прошлогодняя. Ну её.
Tags: tosca
Subscribe

  • (no subject)

    Сегодня во сне показывали Роршаха, того самого, из Watchmen. Причём необычно: мне приснилось, что образ Роршаха позаимствовала для своих книжек…

  • (no subject)

    Мне часто снятся скитания по какому-то неведомому городу (я его так и называю — Город, потому что он один и тот же обычно) в поисках неведомо чего.…

  • (no subject)

    Опять приснился Цой сегодня, правда, не помню чётко, о чём мы разговаривали. А потом вышла на улицу, и плеер мне рандомно выдал три песни «Кино»…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments