Arashi (arashi_opera) wrote,
Arashi
arashi_opera

Category:

О клинических персонажах в опере

Среди оперных персонажей есть одна категория, которая совершенно не зависит от типа голоса. Категория называется клиника. %) Клиническими чаще всего бывают тенора и сопраны, реже - меццы, совсем редко - баритоны и басы.

Теноре/сопрано/кто угодно клинико - это персонаж, который либо идиот по жизни, либо у него крыша едет, либо крыша не едет, но по ходу сюжета он совершает кучу невероятных на взгляд нормального человека глупостей, а потом долго, страдательно и занудно за них кается. В конце концов эти товарищи либо сами убивают себя ап стену, либо нарываются на то, чтобы за них это сделали другие.

Яркий пример теноре клинико - это, разумеется, Вертер из одноимённой оперы Массне. Молчел всю дорогу только и делает, что Аццки СтрОдает и в конце концов стреляется, избавляя человечество от своего генофонда. Прямо лауреат премии Дарвина. Второй пример - поэт Гофман из "Сказок Гофмана", который теноре не только клинико, но ещё и алкоголико до такой степени, что в конце концов любимый друг у него превращается в Музу Поэзии.

Теноре клинико несколько иного плана - дон Хозе из "Кармен". Прежде чем нарваться на расстрельный взвод, он успевает совершить столько трагических идиотизмов, что расстрельному взводу хочется сказать спасибо.

Сопрано клинико - это обычно всякие девушки бледные со взором горящим, челом пылающим, верхами стратосферными, иногда неврастенией или лунатизмом впридачу. Часто сходят с ума или умирают от чахотки, предварительно долго и мучительно поплакав по своему тенору. Иногда нарываются на нож бандита.

Меццо клинико, как в штанах, так и в юбке, как правило, находятся в состоянии перманентного внутреннего раздрая, из-за чего постепенно теряют крышу и совершают всякие гадости или глупости. Как Азучена из "Трубадура" или Секст из "Милосердия Тита". Ещё туда же - Эболи из "Дон Карлоса", которую угораздило втрескаться в теноре клинико. Я вообще замечаю, что пары тенор-меццо практически никогда не бывают счастливыми, если только это не комедия.

Баритоно клинико - редкая разновидность. В основном, как ни странно, они встречаются в русской опере. Вот, например, Мизгирь из "Снегурочки". Запутался в бабах и не нашёл ничего лучше, кроме как утопицца. Или Григорий Грязной из "Царской невесты". Одну свою бабу нечаянно отравил, другую вполне сознательно зарезал, а потом, значит, повалился на колени с воплем: "Страдалица невинная, прости!" Полная клиника. Князь Никита Курлятев из "Чародейки" Чайковского туда же: пугал-пугал нищастную сопрану, она в итоге померла, он собственного сына-тенора зарезал и закономерно подвинулся после этого крышей. Или ещё "Евгения Онегина" можно вспомнить, там вообще половина состава клинические.

Бассо клинико встречаются ещё реже, но всё же встречаются. Интересный подвид - бассо маэстозо клинико, бас царственный клинический. Борис Годунов хотя бы. Чел потихоньку сходит с ума, кровавые мальчики ему чудятся, в итоге бедняга помирает от разрыва сердца. Другой архиредкий подвид - бассо релиджозо клинико (!), который представлен, кажется, одним-единственным экземпляром, зато каким! Перед его душемучительными страданиями бледнеет даже Секст. И помер красиво, прямо ещё один номинант на премию Дарвина. Насчёт генофонда, правда, не знаю - может, и оставил свои гены в вечности, хз. Вотан из "Кольца Нибелунга" тоже тот ещё экземпляр. Такую, блин, кашу заварил, что все персонажи от неё огребли, а закончилось всё Рагнарёком.
Tags: humor, записки оперного мозгоеда, опера для чайников
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments