Первая:
Floria Tosca - Adriana Guerrini
Mario Cavaradossi - Gianni Poggi
Il barone Scarpia - Paolo Silveri
Orchestra & Chorus RAI Torino / Francesco Molinari-Pradelli - 1951
В узких кругах известна как "Скарпиа с фиалками". Действительно, этот Скарпиа просто уникален, других таких точно не бывает.
Первая мысль при прослушивании: ах, какой красивый баритон, с ума сойти! Текучий мёд, а не голос. С таким голосом не Те Деум, а серенады петь, Deh, vieni alla finestra какую-нибудь. Вторая мысль: кто ж его, такого, заставил петь Скарпию? Варвары, да и только! :) Голос Сильвери настолько лиричен и красив, что даже контрастирует со зловещими аккордами, когда Скарпиа размышляет про веер и побег.
Te Deum. Первый раз слышу, чтобы кто-то исполнял Те Деум как поэтическое произведение, caressing words, словно читает их с подмостков. Текст-то действительно красивый и поэтичный. И Сильвери именно так с ним и обращается. У него даже "Va, Tosca" звучит вдохновенно, а не насмешливо, иронично или цинично. Да он слов-то таких не знает в применении к себе! :)
Второе действие. Ы-ы-ы... %) У него, наверное, в кабинете в углу рояль стоит, а на рояле - фотография Тоски, как у меня Веселины, и он вокруг неё фимиам воскуривает. А на подоконнике фиалки растут. Когда он запел Ha più forte sapore, на "oroscopo di fior" я не выдержала и хихикнула. Потому что нельзя же, право, петь, что ты ненавидишь цветочки, с мечтательным видом стоя над ними! %D
Прибежал Сполетта с докладом. Барон слушает вполуха, мысли его явно заняты чем-то более приятным и возвышенным, а тут Сполетта вынуждает возвращаться на грешную землю... Подозреваю, что в основном за это он на него и рявкнул. :) Привели Каварадосси... А тут как раз Тоска кантату запела. У Скарпии всё внимание на музыку, а на Каварадосси, как и на Сполетту, он отвлекается постольку-поскольку. Нужен ему этот революционер, когда тут любимая женщина Паизиелло поёт... А все свои реплики "злого следователя" типа "говорите, а то хуже будет" этот Скарпиа ещё давно специально составил, записал на бумажку, выучил наизусть и с тех пор автоматически вставляет, когда нужно. Искренне и от души у него прозвучало разве что "Io vi consiglio: dite". Типа: скажите уж, я вас прошу, и сэкономьте мне время, чтоб я мог снова предаться возвышенным мечтаниям...
Когда художник заорал "Витторию", я снова захихикала. Так и вижу этот сумасшедший дом в кабинете Скарпии: псих-тенор орёт, Тоска визжит, а бедный Сильвери хватается за голову и машет руками: "Да уберите отсюда этого сумасшедшего, у меня от него голова раскалывается!" %))
Тоска тут, надо сказать, та ещё... Когда она завизжала дурным голосом "Ва, ми фай рибреццо!!", я думала, она сейчас безответному барону морду бить начнёт. И за что, спрашивается? Ну подумаешь, попытался поцеловать один раз, так ведь не настаивал сильно... :)
Вторая:
Floria Tosca - Renata Tebaldi
Mario Cavaradossi - Giuseppe di Stefano
Il barone Scarpia - Ettore Bastianini
Orchestra & Chorus of Teatro alla Scala / Gianandrea Gavazzeni - 1958 (live), Brussels
УАУ! Когда человеку, за сравнительно короткое время послушавшему-посмотревшему два десятка "Тосок", хочется ликующе орать "Вива Пуччини!!!", не дослушав в очередной записи даже первое действие, значит, исполнение какое-то особенно выдающееся. Возможно, дело в том, что запись "живая", и создаётся эффект присутствия. Нет, серьёзно, мне в кои-то веки совершенно ничего не хотелось промотать, хотя суфлёр раздражал своим постоянным шипением. Они что, в те годы так часто слова забывали, что суфлёр был нужен?
Ди Стефано неожиданно очень понравился, гораздо больше, чем в записи с Каллас 1953 года. Такой увлечённо-вдохновлённый художник с достаточной долей молодого авантюризма, чтобы, не раздумывая о последствиях, ввязаться в дело, за которое можно поплатиться головой.
Когда под Зловещие Аккорды состоялось пришествие барона (именно так!), моментально стало ясно: это человек, с которым you don't mess around with! Понятно, почему ризничий так от него шугается. А уж когда его превосходительство запел "Va, Tosca"... Извините, щас начнутся лирические отступления и свунные вопли. ;)
Барон Вителлио Скарпиа - человек очень незаурядный, сильный и с большой личной authority. Как бы это сказать по-русски... Обладающий большой силой личности, сочетающейся с сознанием данной ему власти и ответственности и чувством собственного достоинства. Он внушает либо страх, либо уважение, либо и то, и другое. Его можно ненавидеть, но нельзя презирать. Скарпиа Бастьянини - именно такой. Подобная сила личности оказывает убойное воздействие на женскую психику, особенно при таком пении. :) У вашей покорной после Te Deum всё унутри вострепетало, и мой слабый женский моСК, вяло потрепыхавшись, был неотвратимо погребён под сметающей всё на своём пути лавиною эмоций. %) (Как формулирую, а? ;)) Понравилось замедление темпа, когда Скарпиа галантно приближается к Тоске. Ему подходит. Эффектно.
Второе действие съело мои остатки мозга окончательно. Шикарны оба, и Тебальди, и Бастьянини. Бастьянини - такой раздираемый чувствами Скарпиа, полный страстей. (Ах, эти сильные харизматичные личности с кипящими внутри страстями... ^_^) И при всё том, о счастье, НЕ САДИСТ! И даже не сволочь. Зе бест, зе бест из слышанных, кроме разве что Раймонди! Bravo!
А Тоска - это прямо какая-то богиня возмездия. Стоит совершенно прямо над трупом Скарпии и мрачно-торжественно изрекает: "Теперь я его прощаю". Аж мурашки по коже, бррр. Тем удивительнее её преображение в третьем действии обратно во вдохновлённую лирическую девочку. А уж как она в конце душераздирающе орёт... Прямо кровь стынет в жилах, я серьёзно! Они там все в тот вечер "съели по таблетке гениальности", как выразилась Кактус: и исполнители, и дирижёр, и оркестр.
В общем, спасибооооо,