Arashi (arashi_opera) wrote,
Arashi
arashi_opera

Categories:

"Тоска" в Станиславском

Ну что, ваша покорная только что вернулась из театра и, торопливо дожёвывая бутерброд, спешит поделиться с вами своими впечатлениями. ;)

Сначала о хорошем.

К 150-летию со дня рождения Джакомо Пуччини театр, видимо, бросил на амбразуру мобилизовал свои лучшие силы. За дирижёрским пультом был маэстро Вольф Горелик, народный артист РФ, достаточно известный дирижёр, в Стасике с 1993 года машет. Пели... ну, короче, там только Сполетта не был отмечен никаким титулом, все остальные - сплошь народные-заслуженные-лауреаты. Даже тюремщик и Шарроне носили гордое звание лауреатов международных конкурсов и гордо пели свои три реплики. Так что с музыкальной и вокальной точки зрения всё было просто отлично, я даже удивилась: честно говоря, не ожидала такого высокого уровня. Ничуть не хуже любой среднеарифметической коммерческой записи "Тоски".

Героем дня был, на мой взгляд, маэстро Горелик со своим оркестром (который после спектакля буквально испарился: музыканты смотались со своих мест с просто феноменальной скоростью). Я в дирижёрском мастерстве полный ноль, и мне трудно объяснить умными словами, чем хороший дирижёр отличается от плохого. Скажу просто, что когда от известной наизусть и заслушанной до того, что она тебе во сне снится, музыки прёт, и прёт со страшной силой - то значит, дирижёр и оркестр не просто знают своё дело, а реально жгут. Здесь было именно так.

Певцы тоже порадовали очень. Лучше всех была Тоска (Наталья Мурадымова) - она не только хорошо пела, не имея никаких проблем ни внизу, ни вверху, но ещё и весьма оживлённо играла. В отличие от своего Каварадосси (Михаил Векуа), который только и мог, что носить себя туда-сюда с видом придурка пионера-героя. Пел хорошо, но громко. "Витторию" проорал весьма и весьма, но в партии Каварадосси не всегда требуется орать... Скарпиа (Евгений Поликанин) в части актёрского мастерства был где-то посередине: местами нормально, местами переигрывал (хотя это могло быть на совести режиссёра). А пел отлично. "Те Деум" очень здорово получился.

Лирическое отступление: когда долго не бываешь на живой опере, забываешь ощущение этого восхитительного, никогда не приедающегося чуда - the glory of a human voice (великолепия человеческого голоса). Это нельзя описать словами, это можно только чувствовать, ощущать, впитывать в себя. Но я попробую.

Только на живом представлении возможно ощутить, как рождается искусство, как сию секунду, в этот самый момент музыка, до того бывшая просто набором знаков на бумаге, обретает воплощение, жизнь и дыхание посредством человеческого голоса. Вот перед тобой на большой сцене стоит маленькая женщина (или мужчина). Начинает петь... И голос обычного, такого же, как ты, человека вдруг взлетает над оркестром в полсотни (а то и больше) инструментов, звенит посреди огромного зала, наполняет его целиком, вливается в каждого слушателя, дарит ему свою музыку, красоту и чувство. Удивительное ощущение того, как много, оказывается, может человек, какое великое чудо он может совершить своим голосом, самым совершенным, самым чутким музыкальным инструментом на свете. Чувство причастности к этому живому чуду не заменить никакими записями, как бы ни были они хороши.

Продолжая про спектакль. Теперь расскажу о странном, которого там тоже было в количестве. Странное необязательно значит "плохое", это может быть и "интересное", но всё равно странно...

Постановка была, как я это называю, костюмированная с элементами постмодерна. Т. е. персонажи одеты в более-менее соответствующие костюмы, но декорации являют собой нечто абстрактно-стилизованное, плюс возможны всякие режиссёрские выходки находки, которые в классической постановке заставили бы подняться не одну бровь. Тут такое тоже было. Второе действие. Занавес открывается, зритель готовится увидеть кабинет Скарпии... Скарпиа, раздетый по пояс, лежит на каком-то помосте носом в подушку, и ему делают массаж. Первые строчки он поёт, соответственно, тоже носом в подушку. Надо отдать должное Скарпии, горизонтальное положение на качество его вокала не повлияло - он, видимо, привыкший. Но когда он встал и принялся упаковываться в рубашку и халат, я зажала себе рот, чтобы не заржать неприличным образом прямо посередине спектакля. Ы-ы-ы, надо было видеть эти болтающиеся поверх брюк подтяжки... %D Потом он запел "Ha più forte sapore", и я опять чуть не фыркнула, когда мужик, походив туда-сюда, браво вспрыгнул на помост в лучшем стиле тореадора из "Кармен" (а ведь он уже далеко не юн; молодец, однако). Словом, пафос момента лично для меня был испорчен безнадёжно. Правда, потом был несколько восстановлен, когда Скарпиа (переодевшись обратно в мундир) принялся классически, а-ля Тито Гобби, цЫнично мучать Тоску. Тоска, кстати, тоже явно смотрела Марию Каллас, и это пошло ей только в плюс. Жаль, тамошний Марио не смотрел Доминго...

Апельсинчик... Апельсинчик, ы-ы-ы... Знаете, что принесли Скарпии в качестве ужина? Бутылку "вин д'Испанья" и апельсинчик. И всё. "La povera mia cena", действительно. Или он за здоровый образ жизни борется и потому сидит на диете? Оный апельсинчик Скарпиа почистил ножичком и запел Тоске про "Quest'ora io l'attendeva", а потом так сдавил в кулаке ни в чём не повинный фрукт, что, по-моему, забрызгал Тоске соком всё платье, если не физиономию.

Пока Тоска пела "Vissi d'arte", Скарпиа решил полежать на помосте и помечтать, глядя в потолок. И то верно, ария длинная, а ноги не казённые, и вообще, чего отсвечивать, если петь нечего...

Тоска, пырнув несчастного Скарпию куда-то в селезёнку тем ножичком, которым он чистил апельсин, сделала попытку замотать труп в ковролин то, чем был покрыт помост, и убежала, захватив ножик с собой. "Наверняка она им зарежется, потому что прыгать тут неоткуда", - заключила я и оказалась права. Что-то в последнее время стали популярны идеи самоубийства Тосок всякими нестандартными способами. То пистолет ей дадут, то нож. Осталось только йаду предложить...

Ещё из странного: в начале каждого действия по сцене шествовала какая-то Символическая Фигура. Первые два действия фигура была в красном, в третьем внезапно оказалась в белом и спела песню пастушка. Что это было, я так и не понял.

Было немножко спецэффектов в виде меняющего цвет и размеры светового экрана на заднике сцены. Довольно симпатично и адекватно применено.

Ну и о плохом, чего было, к счастью, немного, и в основном по мелочи. Самая крупная претензия - Марио. Неплохой лирический тенор, но, во-первых, незачем так орать, во-вторых... Когда этот Марио появился на сцене, я икнула и подумала: вот это номер, неужели, мама миа, Каварадосси будет петь какая-то Mezzo In Pants? Потому что ростом, костюмом и сложением Марио ну очень напоминал травестийную меццо. Тоска была выше его на полголовы, а уж Анджелотти и Скарпии он вообще еле доставал головой до диафрагмы плеча. Ниже Марио во всём составе был только пастушок. Из-за этого, а также из-за полного отсутствия у Каварадосси хотя бы искры актёрского таланта, любовный дуэт Тоски с Марио в первом действии выглядел играми в песочнице общением не то любящей сестры с глупым младшеньким братом, не то мамы с сыночком. Во втором действии Марио вдобавок приобрёл вид юного пионера-героя, проорав "L'alba vindice appar" с видом и интонацией "Взвейтесь кострами, синие ночи".
Ну и на закуску - когда он, стоя перед расстрельным взводом, принялся поправлять воротник своей кружевной рубашечки, мне захотелось сказать: "Марио, ну нельзя же быть НАСТОЛЬКО идиотом..."

А дальше всё по мелочи. Например, Скарпию в сцене допроса Каварадосси заклинило: он забыл слова. Услышав вместо того, что полагалось по тексту, "Giudice del Fisco" в третий раз, я мысленно помолилась о том, чтобы в зале не было ни одного человека, владеющего итальянским. Споткнувшись ещё на слове "sensi", дальше его, слава Богу, "расклинило", и он допел до конца акта благополучно.

Анджелотти весь был просто погребальной песней, но поскольку его в опере мало, это тоже относится к мелким недостаткам. Лауреаты международных конкурсов, как видно, нередко могут выглядеть на сцене абсолютными придурками - Марио вон тоже какой-то лауреат... Но, впрочем, хорошая и убедительная Тоска тоже носила это звание, так что лауреат лауреату рознь.

Русский перевод в титрах над сценой был чудовищен. Истине там соответствовало от силы процентов 50. Также убивали стилистические конструкции вроде: "Тоска добрая. Но всё рассказывает исповеднику". Это при том, что в оригинале красивый поэтический текст. Так что наверх я старалась даже не смотреть.

Но, дабы вы не запомнили одно плохое, повторю ещё раз: это было хорошо спето, очень здорово играл оркестр, визуально смотрелось вполне адекватно, и я вышла из театра в приподнятом настроении, очень всем довольная. :) Как выразилась illet, "кадавр удовлетворён аудиально".


Это у них финал такой.
Tags: tosca, записки оперного мозгоеда, театральное
Subscribe

  • DAI-шное

    Ачивка «поцеловать древнего эльфийского бога-трикстера» открыта. Орала чаечкой от этой сцены. У кого-то явно тысячелетнее воздержание сказывается. %))

  • (no subject)

    В ожидании Horizon: Zero Dawn убиваю время очередным прохождением «Инквизиции». Это Веланна, и если всё пойдёт по плану, то эта ненормальная даже…

  • (no subject)

    Понимаешь, насколько ты человек, измученный отсутствием обнимашек, когда после вчерашнего прохождения «Чужака» снится, что ты обнимаешься с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

  • DAI-шное

    Ачивка «поцеловать древнего эльфийского бога-трикстера» открыта. Орала чаечкой от этой сцены. У кого-то явно тысячелетнее воздержание сказывается. %))

  • (no subject)

    В ожидании Horizon: Zero Dawn убиваю время очередным прохождением «Инквизиции». Это Веланна, и если всё пойдёт по плану, то эта ненормальная даже…

  • (no subject)

    Понимаешь, насколько ты человек, измученный отсутствием обнимашек, когда после вчерашнего прохождения «Чужака» снится, что ты обнимаешься с…