Arashi (arashi_opera) wrote,
Arashi
arashi_opera

"Тоска": любовь и смерть в Вечном Городе



"Tosca, finalmente mia!!" - завопила я в лучших традициях барона Скарпии, получив в руки (спасибо огромное irene_dragon) диск с записью легендарного "живого" фильма-оперы "Тоска", снятого в то самое время суток и в тех самых локациях, что указаны в либретто, и транслировавшегося по телевидению в 107 странах мира. Андреа Андерманн, автор этого проекта, конечно, тот ещё маньяк. Ему принадлежит высказывание о том, что певцы "должны играть на грани нервного срыва", тогда, дескать, получится наиболее реалистично. Нет, ну если сутками не давать людям спать и при этом требовать от них петь "Тоску", до нервного срыва действительно будет недалеко. Но оно того стоило. Честное слово. И даже будь я на месте кого-то из мучимых певцов, я бы десять раз сказала, что стоило.

Технически проект получился сложный. Поскольку "живое" пение было одним из непременных условий с самого начала, требовалось как-то совместить пение перед камерой и оркестр в студии. Поступили так: закрепили в ушах и причёске певцов массу крошечных микрофончиков, куда подавался звук из студии, где располагался оркестр. Через такие же микрофончики в студию передавалось пение и велась запись.

Действие фильма происходит, как положено, в церкви Сант-Андреа делла Валле (первая часть), в палаццо Фарнезе (вторая часть) и замке святого Ангела (Сант-Анджело) - третья часть. Съёмки в палаццо Фарнезе, на территории которого уже сто лет располагается посольство Франции в Италии, сделались возможны только благодаря личной любезности посла, поклонника классической музыки.

Проект обошёлся в какие-то невероятные миллионы долларов, я уже не помню точную цифру. Но повторюсь, оно того стоило. Эта вещь - на века.

Команда фильма:

Слева направо: Руджеро Раймонди (Скарпиа), Кэтрин Малфитано (Тоска), маэстро Зубин Мета, Пласидо Доминго (Каварадосси) и, полагаю, господин Андерманн, главный маньяк.

Ну что ж, теперь поболтаю немножко о персонажах и исполнителях.

Марио Каварадосси - роль, которую Доминго пел бессчётное число раз. На официальном видео это его третья "Тоска". В 1992 году Пласидо был уже далеко не юн, и стройным, как тополь, его тоже не назовёшь, но внешние недостатки не катастрофичны, особенно при таком пении. Ибо пел он шикарно, даже на рассвете, мужественно не спав всю ночь. И "Витторию" орал многим на зависть, даже когда его грубо утаскивали из комнаты. Устойчивый ко внешним воздействиям певец. :)

Художник у него такой мирный, такой славный и добрый, весь в Искусстве, даже кушать не хочет, потому что какая пища земная, когда тут вдохновение! Пишет свою Магдалину, любуется миниатюрой Тоски, разливается соловьём про Красоту и Гармонию... А тут невесть откуда являются всякие Анджелотти. Гармония окружающего мира сразу в нафиг. Но Дося очень добрый, как же он может не покормить и не приютить страдальца? Не повезло Досе. Доброта, как говорится, наказуема. Но особенно ему не повезло быть любовником Тоски, потому что... Ну, про это дальше.

Кэтрин Малфитано не пела так много Тоски, как Доминго пел Каварадосси, а Раймонди - Скарпиа (это вообще был дебют Малфитано в этой роли), и не скажу, что я была в пламенном восторге от её пения. В нижнем регистре голос у неё звучит довольно противно, потому что, мне кажется, у неё лирическое сопрано, и партия Тоски ей несколько напряжна. В роли Сервилии она мне нравилась больше. Но в целом справилась нормально. Не Кабалье в плане красоты вокала, но вполне адекватно.

Играет она изо всех сил, прямо душу вкладывает. Всем, кто назовёт эту Тоску наркоманкой и неврастеничкой, я предложу поставить себя на её место. Приступ ревности, ответственное выступление перед королевой, тяжелейший психологический прессинг, пытки над возлюбленным, убийство и смерть возлюбленного - и всё это сваливается на неё в течение одного дня. Тут действительно недалеко до того, чтобы крышей двинуться, особенно если психика неустойчивая. А в начале фильма Тоска нормальная. Параноидально ревнивая, конечно, но ей по сюжету так положено. А вообще милая такая, их дуэту с Марио и требованию перекрасить Магдалине глазки я даже умилилась. Эта Тоска порхает себе, щебечет, полевые цветочки раскладывает. Очень, кстати, правильно, что полевые, а не всякие там шикарные розы-лилии.

Что интересно в этой Тоске - даю голову на отсечение, что они со Скарпией давно знакомы. С таким лицом, как она мимо Скарпии, проходят только мимо бывших, с которыми не очень мирно расстались, или мимо поклонников, чьё внимание нежелательно. Видимо, барон ей неоднократно дарил цветочки после спектакля и приглашал танцевать на балах, а она его отвергала. Ну и зря...

О Скарпии. Я вообще-то про него уже много писала, но много - не мало. ;) Редкий случай - НЕ СВОЛОЧЬ! Просто влюблён мужик до умопомрачения, а она его надменно посылает. А с ним так себя вести чревато, чай, не кто-нибудь, а шеф полиции Рима. Поговорила бы она с ним по-хорошему, может, он и остыл бы. Так она ж даже не желает. Сцена в Сант-Андреа: Тоска плачет, думая, что Марио ей изменил, барон её утешить хотел, ничего больше, а она с таким вселенским презрением от него шарахнулась... Обидно же. Ещё и этот Марио... Художник перед Скарпией провинился не тем, что помог Анджелотти, а тем, что его любит Тоска. В точности, как в пьесе:

...я почувствовал, как ревность, внезапная ревность ужалила меня в сердце. Все эти страсти, эти слёзы - ради того кавалера, который, между нами, не стоит и сотой доли таких чувств? Ах, значит, так! Чем больше Вы молили меня за него, тем сильнее укреплял я волю, чтобы удержать его в своей власти, чтобы заставить его заплатить за всю эту любовь и покарать его, да, покарать! Пусть испытает столько же страданий, сколько безоблачного счастья ему выпало.

Глядя на Раймонди в "пыточной" сцене, эта цитата так в голову и лезет. Раймонди вообще здесь играет точно по пьесе, даже несколько смягчает интерпретацию, убирая из неё всякое садо-мазо. Если Скарпиа из пьесы был готов вполне сознательно принудить Тоску силой, даже кайф от этого ловил, то этот не хочет так с ней поступать и держится до последнего. Даже когда у него совсем рвёт крышу, он умудряется невероятным усилием взять себя в руки. Когда она поёт "Vissi d'arte", он уходит в смежную комнату, от греха подальше. А самый, на мой взгляд, исполненный чувства момент - это когда она, допев арию, умоляюще протягивает к нему руки, он берёт её за локотки - осторожно-осторожно! - и КАК он произносит: "Sei troppo bella, Tosca, e troppo amante..." ("Ты так красива, Тоска, и так нежна"). И дальше: "Ты просишь меня о целой жизни, я же прошу у тебя лишь мгновение." Он действительно просит её, чуть ли не молит. Никакого цинизма-садизма, никакого высокомерия, никаких гнусных усмешек. Он просто любит её до безумия. Ну и хочет, конечно.

Тоска, впрочем, не осталась равнодушна к обрушенной на неё лавине эмоций. Да и кто бы остался... У бедняжки аж ноги подогнулись, когда он выпустил её из объятий. Продолжи он её целовать - и либретто пошло бы к чёрту. Но увы, он счёл своим долгом сначала выписать обещанный пропуск... Можно сказать, этого Скарпию cгубила обязательность.

Поёт Раймонди роскошно, в 1992 году он был на пике вокальной формы. Какой у него Te Deum! Вах! Sheer pleasure for ears!

Обычно после второго действия "Тоски" третье уже смотришь вполглаза. Ан нет, здесь не так. Страдания Марио в казематах замка святого Ангела и "E lucevan le stelle" на открытой площадке приковывают внимание. А когда прибегает Тоска... В третьем действии бедняжка находится уже совсем на грани психоза. Куда ей рассуждать о том, что вряд ли Скарпиа сдержал бы обещание... Марио мудрый, он, в отличие от неё, всё понимает и пытается успокоить Тоску, но не очень успешно. Смотреть на него, всё знающего, но подыгрывающего ей, очень грустно. Вот он прощается с ней, жестом отказывается от повязки на глаза и встаёт лицом к солдатам. А за его спиной - Рим в мягком предрассветном свете. Интересно, успел ли он, так любивший красоту, оценить это зрелище... Миг - и всё кончено; кровь на камнях и на белой ткани. Страшная правда. От вопля Тоски кровь стынет в жилах. Издали доносятся крики: "Тоска! Не дайте ей уйти!" Она дикой кошкой вспрыгивает на парапет: вымазанная кровью, волосы растрёпаны, глаза совершенно безумные. "О Скарпиа, аванти а Диииииииооооооооооо!" Меня всегда интриговал тот факт, что она перед смертью обращается именно к Скарпии... Алый плащ распахивается, как крылья, и она летит вниз...

А над Вечным Городом восходит солнце.

Вот так. Всё, я нашла себе "Тоску" по вкусу. :)

У меня есть DVD с русскими субтитрами. Так что - желающие это лицезреть, зовите в гости, приходите в гости, буду счастлива несказанно.
Tags: opera ramblings, tosca, записки оперного мозгоеда, обзоры
Subscribe

  • (no subject)

    Дорогие все, с Днём св. Валентина вас! Любите друг друга, невзирая ни на какие различия! %)))

  • Трейлер так называемого ремастера МЭ

    И это всё? Просто улучшили модели и текстуры? Ничего даже не перерисовали? Эй, народ, вы вообще разницу видите, ну, кроме отсутствия торчащих…

  • Kena: Bridge of Spirits

    Вот это моя игра, дайте две! Представьте себе, что играете за героиню как из мультика Pixar или Dreamworks, с графоном как в мультике Pixar или…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • (no subject)

    Дорогие все, с Днём св. Валентина вас! Любите друг друга, невзирая ни на какие различия! %)))

  • Трейлер так называемого ремастера МЭ

    И это всё? Просто улучшили модели и текстуры? Ничего даже не перерисовали? Эй, народ, вы вообще разницу видите, ну, кроме отсутствия торчащих…

  • Kena: Bridge of Spirits

    Вот это моя игра, дайте две! Представьте себе, что играете за героиню как из мультика Pixar или Dreamworks, с графоном как в мультике Pixar или…