
Амина - Чечилия Бартоли
Эльвино - Хуан Диего Флорес
Граф Рудольф - Ильдебрандо д'Арканджело
Лиза - Джемма Бертаньолли
Тереза - Лилиана Никитяну
Алессио - Петер Кальман
Оркестр "La Scintilla", хор Цюрихской оперы; дирижёр - Алессандро де Марки.
2008 год.
Опера Винченцо Беллини "Сомнамбула" наряду с его же "Нормой", россиниевским "Севильским цирюльником" и "Лючией ди Ламмермур" Доницетти была одной из немногих опер бельканто, не терявших популярности даже в XX веке. Во времена композитора лучшими Аминами были меццо-сопрано Джудитта Паста и Мария Малибран, но в XX веке по неизвестным причинам стало считаться, что для этой партии подходят исключительно
В этой записи играет оркестр "La Scintilla" (ит. "искра", "блеск", "сверкание") - оркестр Цюрихской оперы на аутентичных инструментах, настроенный, как положено в ту эпоху, на "ля" = 430 герц. (Современные оркестры настраиваются на 440-442 Гц.) Утверждается, что это первая запись "Сомнамбулы" на аутентичных инструментах. Я, конечно, не специалист, да и оркестр в операх бельканто скорее оттеняет голоса певцов, чем играет самостоятельную роль (хотя во втором акте "Сомнамбулы" есть инструментальное Larghetto maestoso), но всё же, если оркестр играет плохо или не в стиле
Точно следуя авторской партитуре, новоизобретённых верхних ми-бемолей Чечилия не берёт (хотя они, в принципе, у неё есть), но никакого транспонирования ей не делали, она поёт партию в оригинальном ключе. О том, что она меццо-сопрано, напоминают обращения в украшениях к малой октаве вплоть до ля, но Каллас тоже иногда так делала. По большей же части Чечилия пользуется средним и верхним регистром, который у неё настолько волшебно лёгок и блестящ, что многие сопрано позеленеют от зависти. Плюс удивительная подвижность голоса и великолепная способность драматически им играть, которую критиканы любят называть словом "маннеризм". Если это маннеризм, я предпочту такой маннеризм технически безупречному бессмысленному чириканью многочисленных колоратурных сопран. Да, Бартоли поёт некоторые реплики с придыханием, да, она действительно звучит словно в трансе, когда Амина грезит. Потому что это живая, реальная Амина, а не просто набор нот.
Впрочем, выразительностью здесь никто не обижен. Мне очень понравились Лиза - Джемма Бертаньолли, сверкающие колоратуры которой не мешали ей раздосадованно шипеть, и Лилиана Никитяну в маленькой роли Терезы, приёмной матери Амины. И Ильдебрандо д'Арканджело (граф Рудольф), будучи итальянцем, звучал в своих немногочисленных репликах весьма убедительно (а спеть графа плохо, по-моему, невозможно в принципе, там петь-то - Vi ravviso одну). Разве что Флорес был в первом действии несколько скучноват. Я уж заподозрила, что у него одна вокальная интонация на все случаи жизни, но во втором акте с ним что-то волшебным образом произошло, после чего он стал петь вполне выразительно, особенно во всяких страдательных номерах вроде "Perché non posso odiarti". Ну а про техническую сторону в его случае говорить нет смысла: уж что-что, а петь бельканто ХДФ умеет. Сеньор Флорес, несомненно, является лучшим исполнителем партии Эльвино на сегодняшний день и, возможно, лучшим современным бельканто тенором вообще.
Резюме: очень хорошая, необычная и чрезвычайно интересная запись "Сомнамбулы". Рекомендуется весьма, особенно поклонникам Бартоли и Флореса, которые здесь отжигают оба. Оформлено издание очень красиво, в виде книжки, в "переплёте" которой располагаются диски, а между "обложками" - буклет на четырёх языках с многочисленными фотографиями Бартоли в белом одеянии и остальных певцов. (Фотка Никитяну, жалко, не очень удачная.)
Как это звучит:
Come per me sereno...Sovra il sen la man mi posa - Амина на седьмом небе от счастья
Son geloso del zefiro errante - Эльвино и Амина нежно прощаются до утра
Perché non posso odiarti - Эльвино аццки стродает: думает что Амина ему неверна, но возненавидеть её не в силах