?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

17.74 КБ

Амина - Чечилия Бартоли
Эльвино - Хуан Диего Флорес
Граф Рудольф - Ильдебрандо д'Арканджело
Лиза - Джемма Бертаньолли
Тереза - Лилиана Никитяну
Алессио - Петер Кальман

Оркестр "La Scintilla", хор Цюрихской оперы; дирижёр - Алессандро де Марки.
2008 год.

Опера Винченцо Беллини "Сомнамбула" наряду с его же "Нормой", россиниевским "Севильским цирюльником" и "Лючией ди Ламмермур" Доницетти была одной из немногих опер бельканто, не терявших популярности даже в XX веке. Во времена композитора лучшими Аминами были меццо-сопрано Джудитта Паста и Мария Малибран, но в XX веке по неизвестным причинам стало считаться, что для этой партии подходят исключительно канарейки сопраны с голосами, способными расколотить хрусталь. Отрадным исключением была Мария Каллас, но и она вставляла в партию невесть откуда взявшиеся верхние ми-бемоли. На самом же деле оригинальная тесситура партии Амины вполне позволяет петь её высокому меццо. Тем более, что сопрано с убийственными верхами в касте и так есть: вторая женская роль, Лиза.

В этой записи играет оркестр "La Scintilla" (ит. "искра", "блеск", "сверкание") - оркестр Цюрихской оперы на аутентичных инструментах, настроенный, как положено в ту эпоху, на "ля" = 430 герц. (Современные оркестры настраиваются на 440-442 Гц.) Утверждается, что это первая запись "Сомнамбулы" на аутентичных инструментах. Я, конечно, не специалист, да и оркестр в операх бельканто скорее оттеняет голоса певцов, чем играет самостоятельную роль (хотя во втором акте "Сомнамбулы" есть инструментальное Larghetto maestoso), но всё же, если оркестр играет плохо или не в стиле (кхм, Гергиев, кхм...), это слышно. Здесь - не слышно. Слава Богу, перейдём к певцам.

Точно следуя авторской партитуре, новоизобретённых верхних ми-бемолей Чечилия не берёт (хотя они, в принципе, у неё есть), но никакого транспонирования ей не делали, она поёт партию в оригинальном ключе. О том, что она меццо-сопрано, напоминают обращения в украшениях к малой октаве вплоть до ля, но Каллас тоже иногда так делала. По большей же части Чечилия пользуется средним и верхним регистром, который у неё настолько волшебно лёгок и блестящ, что многие сопрано позеленеют от зависти. Плюс удивительная подвижность голоса и великолепная способность драматически им играть, которую критиканы любят называть словом "маннеризм". Если это маннеризм, я предпочту такой маннеризм технически безупречному бессмысленному чириканью многочисленных колоратурных сопран. Да, Бартоли поёт некоторые реплики с придыханием, да, она действительно звучит словно в трансе, когда Амина грезит. Потому что это живая, реальная Амина, а не просто набор нот.

Впрочем, выразительностью здесь никто не обижен. Мне очень понравились Лиза - Джемма Бертаньолли, сверкающие колоратуры которой не мешали ей раздосадованно шипеть, и Лилиана Никитяну в маленькой роли Терезы, приёмной матери Амины. И Ильдебрандо д'Арканджело (граф Рудольф), будучи итальянцем, звучал в своих немногочисленных репликах весьма убедительно (а спеть графа плохо, по-моему, невозможно в принципе, там петь-то - Vi ravviso одну). Разве что Флорес был в первом действии несколько скучноват. Я уж заподозрила, что у него одна вокальная интонация на все случаи жизни, но во втором акте с ним что-то волшебным образом произошло, после чего он стал петь вполне выразительно, особенно во всяких страдательных номерах вроде "Perché non posso odiarti". Ну а про техническую сторону в его случае говорить нет смысла: уж что-что, а петь бельканто ХДФ умеет. Сеньор Флорес, несомненно, является лучшим исполнителем партии Эльвино на сегодняшний день и, возможно, лучшим современным бельканто тенором вообще.

Резюме: очень хорошая, необычная и чрезвычайно интересная запись "Сомнамбулы". Рекомендуется весьма, особенно поклонникам Бартоли и Флореса, которые здесь отжигают оба. Оформлено издание очень красиво, в виде книжки, в "переплёте" которой располагаются диски, а между "обложками" - буклет на четырёх языках с многочисленными фотографиями Бартоли в белом одеянии и остальных певцов. (Фотка Никитяну, жалко, не очень удачная.)

Как это звучит:
Come per me sereno...Sovra il sen la man mi posa - Амина на седьмом небе от счастья
Son geloso del zefiro errante - Эльвино и Амина нежно прощаются до утра
Perché non posso odiarti - Эльвино аццки стродает: думает что Амина ему неверна, но возненавидеть её не в силах

Комментарии

( 9 искр — Зажечь искорку )
mikhail2
28 ноя, 2008 01:28 (UTC)
Спасибо, очень интересно. В этом году в Метрополитен Опера ожидается новая постановка Сомнамбулы, тоже с Флоресом, а также с Натали Дессей.
arashi_opera
28 ноя, 2008 01:36 (UTC)
Дессэй очень хвалят в этой опере, но... Верхние ми-бемоли и прочий хрусталь. :) Это не упрёк, просто констатация факта. Тем более, что её, слава Богу, к "канарейкам" причислить нельзя, поёт она выразительно.

Edited at 2008-11-28 01:39 (UTC)
sergei_belousov
28 ноя, 2008 18:03 (UTC)
Последнее время вообще популярно исполнять оперы не только с контратенорами (соответствующего периода), но и в оригинальной тесситуре. Та же Бартоли Розину поёт (пела, по крайней мере) в своём регистре. По традиции, видимо, всё происходило: главная роль обычно не у меццо, опера популярная — можно петь и выше.
А про Рубини забавно: Флорез записал диск «Arias for Rubini» в прошлом году, но если транспонировали для него, то, получается, не во всём достиг своей находки. Кстати, популярно в последнее время находить кого-нибудь и повторять его жизнь в музыке: Шолль — Сенезино; Флорез — Рубини; Бартоли, разумеется, Малибран.
arashi_opera
28 ноя, 2008 20:35 (UTC)
Веселина - Карестини, Вивика Жено - Фаринелли... Маркетинг, что Вы хотите. А что касается опер с контртенорами, тут я могу поспорить. Лучшая постановка "Цезаря" за последние годы была с меццо - Глайндборнский фестиваль, 2006.
sergei_belousov
28 ноя, 2008 20:44 (UTC)
Да я как-то и не утверждаю, что запись с контратенорами по умолчанию лучше. Должны существовать оба варианта, в каждом можно найти что-то своё. Ни один контратенор (да и сопрано) не споёт лучше Бартоли очень многих композиторов. Но слушать, как это поют мужчины, тоже очень интересно и по-своему красиво.
Я думаю, не стоит очень серьёзно сравнивать исполнение контратеноровое и меццо-сопрановое. Можно спорить о результате записи в целом и так далее.
angelodifuoco
19 дек, 2008 23:52 (UTC)
Я эту запись собирался скачать в злачных местах и прослушать, но пока ещё руки и уши не дошли.
Вообще-то зря Вы на Флорес говорите, что ему с оригинальной тесситурой партии Эльвино не справиться. Ему-то как раз чем выше, тем лучше, если только не надо брать нот выше высокого ре (он этого не любит). Например, он говорит, что ему у Моцарта мало что подходит, потому что у многих партий (вроде дона Оттавио, кажется) слишком низка тесситура для его голоса.
Я где-то читал, что он жаловался на низкие тональности в этой "Сомнамбуле" которые якобы были сделаны в угоду Бартоли.
Существует запись "Сомнамбулы", где Джузеппе Морино поёт свою партию в оригинальных тональностях. За Амину там Патриция Чофи.

Вопрос в воздух: почему это Флорес до сих пор не спел Гуальтьеро в "Пирате" и кого бы ему в партнёры для сего деяния?
arashi_opera
19 дек, 2008 23:58 (UTC)
Бартоли? Транспонировано там вот что:

Prendi, l'anel ti dono... Ah, vorrei trovar parola
Elvino! E me tu lasci и проч. до конца акта
Viva il Conte... Ah, perche non posso odiarti

Там Бартоли-то нет особо...

Хотите, залью вам эту запись куда-нибудь?

Да, про "Пирата" вопрос интересный. Пусть споёт уже! :-)
angelodifuoco
20 дек, 2008 00:07 (UTC)
Спасибо за любезность, но я, наверное, всё же скачаю эту "Сомнамбулу" отсюда:
http://www.demonoid.com/files/details/1719430/1886372/
Разве что статью сопроводительную, если в моём источнике не окажется...
buquojed
20 дек, 2008 00:25 (UTC)
Извиняюсь, что вклиниваюсь в беседу, но мне почему-то кажется. что он раньше споет Фернандо, который с Бьянкой. Арию оттуда в последнее время чуть ли не в каждый концерт включает... Вот только не могу сообразить - одну или обе.
( 9 искр — Зажечь искорку )

Календарь

Сентябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Разработано LiveJournal.com