Дзеффирелли вообще много интересного говорит. Также свою лепту вносят Грейс Бамбри, Пласидо Доминго, дирижёр Антонио Паппано и импресарио Каллас Алан Сиврайт.
Интереснее всего подробный анализ "Тоски" по действиям. Дзеффирелли, режиссёр-постановщик классической версии этой оперы, подтвердил мои собственные соображения, сказав открытым текстом: да, Скарпиа коварен и безжалостен, но Тоску тянет к нему, как мотылька к огню, потому что он "irresistible", перед ним невозможно устоять. И когда она соглашается на условие Скарпии, она в ужасе от предстоящей перспективы, потому что боится, что ей может понравиться. Эти аккорды (слушать), эта пауза между "Si adempia il voler vostro" и "E qual via scegliete?"... В эти минуты у Тоски в голове делается такое, что лучше туда, право, не заглядывать. Дальше Дзеффирелли говорит: "Она боится сделаться его жертвой, потерять себя, отдать себя ему (abandon herself to him). И вместо этого предпочитает его убить." То есть, фактически она убивает его из страха - перед ним, перед самой собой, перед возможными последствиями, которые могут случиться.
О третьем действии Дзеффирелли рассуждает так: "Тоска верит, что они [с Марио] будут счастливы. Он - нет. Он знает, что она обманывается (that she's dreaming)." Пласидо Доминго, известный исполнитель роли Каварадосси, вторит режиссёру: "Он говорит: [тут Доминго изображает неверие и изумление] "Liberi?...", а она - [с энтузиазмом] "Liberi!" и дальше: "Via pel mar..." А он словно говорит: "Ты этому веришь?.. Ну хорошо, хорошо..." и начинает ей подыгрывать: "Amaro sol per te m'era morire..."
Мне нравится эта интерпретация, и в фильме-опере Жако, который я весьма люблю, Роберто Аланья тоже воспользовался ею. Такое прочтение позволяет придать образу Каварадосси глубину и трагизм. А то персонаж совсем уж идиотом выходит, если поверит в милость Скарпии. Последний взгляд, который в фильме бросает Марио на Тоску, ИМХО, делает всё вполне очевидным. Но Тоска этого взгляда не понимает...
Когда Каварадосси ведут на казнь, звучит довольно странная для такого момента музыка: лирическая, похожая на танец (слушать). Вовсе не те роковые аккорды, под которые Тоска бросается с парапета. Почему так? Потому что эта музыка отражает мысли Тоски: она-то, бедняжка, считает, что это всё сплошной розыгрыш, шутка. Тем ужаснее для неё внезапно открывшаяся правда.
Люблю я такой ангст, да... А почему она верит? Неужели такая дура? Нет, не дура, но она же по сюжету совсем юная, лет двадцати, не больше. Воспитывалась в монастыре, откуда её отпустил "в свет" сам Папа, услышав её пение и поразившись. Конечно, она наивна и доверчива. "Vissi d'arte, vissi d'amore, non feci mai male ad anima viva", - поёт она. "Я жила ради искусства, ради любви, не делала зла ни одной живой душе". Она могла бы добавить - и не видела. Откуда ей знать тёмную сторону жизни? Может быть, ещё и поэтому Скарпиа её привлекает - ей, как ребёнку, одновременно жутко и интересно. А она, в свою очередь, привлекает Скарпиа своей уязвимостью, искренностью, глубиной чувств, с которой и поёт, и живёт. Он ведь сначала восхитился певицей, способной перевернуть душу своей музыкой, и лишь потом увидел женщину - по-детски наивную и непосредственную, но в то же время страстную, пылкую как в любви, так и в ненависти. Его можно понять: это же мечта, а не женщина.
Анжела Георгиу в фильме Жако, увы, совершенно не умела (а скорее всего, и не пыталась) показать эту сторону Тоски, которая должна быть видна в первом действии оперы. Тоска Георгиу - обожающая любоваться собой капризная кокетка, "дива" в худшем понимании этого слова. Ни в какую набожность и наивность этой Тоски я не верю, и то, что она купилась на откровенную ложь Скарпии, можно объяснить только отсутствием мозгов и самоуверенностью - ей и в голову не пришло бы, что кто-то попытается её обмануть. Сие, на мой взгляд, является недостатком этого фильма, но, впрочем, не криминальным. Поёт Георгиу прекрасно, и женщина красивая. Не все же обязаны понимать Тоску так, как Дзеффирелли. У Жако и Скарпиа не совсем классический. В этом фильме из всех трёх персонажей самым "правильным" и по-человечески симпатичным является художник Марио в исполнении Аланьи. Обожаю его "Витторию". Хотя вокально он не Корелли и даже не Доминго, но как искренне у него получается! И с "E lucevan le stelle" то же самое: парня жалко чуть не до слёз. Попал, бедняга, как кур в ощип, и знает это, но готов встретить смерть достойно.