1. Финальный дуэт Ромео и Джульетты из оперы В. Беллини "Капулетти и Монтекки" (и вообще вся сцена в гробнице). Ромео уже выпил яд, и тут Джульетта приходит в себя... Я не могу слушать его более одного раза подряд, мне становится очень тяжело - столько эмоций, столько чувств в него вложено. Лучшее исполнение - любое, где Ромео поёт Веселина Кацарова.
http://www.youtube.com/watch?v=RWXrt9v6c_s
(Веселина Кацарова, Лючия Алиберти; 1998 год)
2. Рондо Секста Deh, per questo istante solo из оперы В. А. Моцарта "Милосердие Тита". Секст, осуждённый на казнь, говорит о терзающем его раскаянии и умоляет своего друга, императора Тита, вспомнить о любви, которая их связывала раньше. Заметьте, прощения он не просит, потому что считает, что не заслуживает его. Безумно красивая ария, полная пронзительно-чистой любви, отчаянной тоски и боли. Если бы меня просили о чём угодно с такой страстной мольбой, я бы не выдержала уже на середине. Лучшее исполнение - Веселины Кацаровой или Чечилии Бартоли.
http://www.youtube.com/watch?v=A811uvLP2ys
(Веселина Кацарова, 1996 г.)
3. Ария Марио Каварадосси E lucevan le stelle из оперы Дж. Пуччини "Тоска". Одна из самых известных арий тенорового репертуара. Марио тоже осуждён на смерть(причём совершенно незаслуженно) и перед казнью вспоминает о мгновениях счастья со своей возлюбленной Тоской, теперь, увы, минувших. Совсем короткая и несложная по мелодике ария, но какая сильная... Её кто только не пел, и хороших исполнений много.
http://www.youtube.com/watch?v=HMpD5AMXsb0
(Хосе Каррерас, 1979 г.)
4. Сцена гибели Лю в опере Дж. Пуччини "Турандот". Пуччини вообще был великим мастером давить из слушателя слезу, но здесь превзошёл сам себя. Самопожертвование храброй маленькой Лю, которая убивает себя, чтобы не выдать имя Калафа, не оставит равнодушным даже самых закоренелых циников. Показательно, что после этой сцены Пуччини зашёл в тупик и так и не смог придумать для оперы финал, который бы превзошёл впечатление, которое производит на зрителя подвиг Лю.
http://www.youtube.com/watch?v=g-1MjfmixrI
(Катя Риччарелли, 1982 г.)
5. Ария Маргариты L'altra notte in fondo al mare из оперы А. Бойто "Мефистофель". Маргарита зельем, данным ей Фаустом, нечаянно отравила свою мать, сошла с ума и задушила своего новорождённого ребёнка, после чего была заключена в тюрьму, где и томится, пытаясь вспомнить, что же было с нею, и за что её утром казнят. Жесть, одним словом.
http://www.youtube.com/watch?v=wUGGaCezuE4
(Мария Каллас, 1954 год)
6. Ария Мадлен де Куаньи La mamma morta из оперы Умберто Джордано "Андре Шенье". 1795 год. Мадлен, дочь графини, приходит к одному из лидеров Французской Революции, бывшему слуге их поместья Шарлю Жерару, и просит его спасти поэта Андре Шенье, арестованного по ложному обвинению. Она не знает, что это Жерар сфабриковал обвинение. Жерар, давно пылавший страстью к Мадлен, предлагает ей сделку, схожую с той, что предлагает Тоске барон Скарпиа. Мадлен, в отличие от Тоски, соглашается почти сразу. После всего, что она пережила, ей уже всё равно, если таким образом она может спасти жизнь возлюбленному. О выпавших на её долю злоключениях и истории своей любви она и рассказывает в этой очень драматичной и выразительной арии.
http://www.youtube.com/watch?v=Yxk6iO3K9hQ
(Рената Тебальди, 1960 год. Жераром при ней здесь - и не только - был Этторе Бастьянини.)
7. Ария Филиппа II, короля Испании Ella giammai m'amò из оперы Дж. Верди "Дон Карлос". К реальным историческим событиям опера имеет слабое отношение, но этот скорбный монолог одинокого и глубоко несчастного стареющего короля просто рвёт душу.
http://www.youtube.com/watch?v=BAQsuV_-SJQ
(Сэмюэль Рэми, 1994 год)