Есть в Америке такой выдающийся учёный-музыковед Филип Госсетт (Philip Gossett), преподаватель Чикагского и Римского университетов, великий специалист по музыке бельканто. Он работал и работает со всеми известными музыкантами, которые брались ставить или исполнять Россини. Соответственно, с Сэмюэлем Рэми, прекрасным россиниевским певцом, он тоже работал много и плодотворно. Так вот, когда в Метрополитен Опера в 1990 году ставили "Семирамиду" - в гораздо более аутентичном виде, чем раньше - Госсетт и Рэми не могли сойтись по поводу того, как следует заканчивать сцену безумия Ашшура. Рэми настаивал на верхней фа продолжительностью семь тактов (них*я себе, однако), а Госсетт утверждал, что это противоречит гармонии, и верхней фа вообще не надо, а надо спуститься до тоники и продержать ноту всего два такта, после чего оркестр переходит в доминантный аккорд. Но Рэми настаивал (почему, не сообщается, а жаль). В конце концов Госсетт ему сказал: "Ладно, пой свою фа, но только Бога ради, держи её не семь, а два такта, до смены гармонии."
Но в последующих спектаклях SR по-прежнему держал завершающую фа семь тактов, в чём можно убедиться здесь (пиратский вид с серьгой в ухе ему очень идёт), и оркестр, есессно, играл ему, а не Госсетту. Когда же Госсетт пришёл на очередную репетицию, Рэми, завершая кабалетту, вдруг ни с того ни с сего пустил петуха аккурат после второго такта и ошеломлённо заткнулся. Госсетт сидел и молча злорадствовал. >:] Утверждается, что это реальная история, Госсетт описывает этот эпизод в своей книге Divas and Scholars: Performing Italian Opera.
Вот так и поверишь во вмешательство свыше. :) Если это правда, мне очень любопытно - SR потом по-прежнему пел семь тактов или всё же остановился на двух? ;)
*подумав* Я тоже за фа на семь тактов, потому что это круто. "OMG greatest basso di coloratura!" (с) с Ютуба
*посмотрев ещё клипы из этой "Семирамиды"* Чёрт, я хочу этот DVD! :))))))