Arashi (arashi_opera) wrote,
Arashi
arashi_opera

Categories:

Бела Барток, "Замок герцога Синяя Борода"



- Дай скорее все ключи мне,
двери распахнуть хочу я.
- Юдит, Юдит, но зачем же?
- Ведь я люблю тебя!


Бела Барток (1881-1945) - выдающийся венгерский композитор, пианист, музыковед, один из наиболее значительных музыкантов XX века. "Замок..." - его единственная опера, он больше симфоническую музыку писал. Я никогда бы не поверила, что буду так стремиться послушать оперу XX века, но, во-первых, разве могло моё девОческое сердце устоять перед таким сюжетом?

Герцог Синяя Борода и его молодая жена Юдит (Юдифь) вместе входят в его замок, мрачный, тёмный и пугающий. Юдит содрогается. Она видит в зале семь дверей и просит Синюю Бороду открыть их, чтобы в замке стало светлее...

"В замке герцога тайна окружает каждую из семи дверей, так как за каждой - важная часть его жизни. За одной - оружие, за другой сокровища, за третьей - комната пыток, за остальными - сад, озеро слёз, вид на владения Синей Бороды; за седьмой - тени трёх его жён, из которых одна была Утром, другая - Полднем, третья - Закатным часом его жизни. А сейчас герцог привёл в замок Юдифь. Полюбив его, она оставила жизнь, полную света и радости, оставила отца, брата и жениха. Герцог открывает таинственные двери только после уговоров Юдифи. Она отважно переступает порог комнаты теней трёх жён: Утра, Полдня и Заката. Отныне она станет тенью, воспоминанием его Ночей.

В символической форме здесь рассказывается о семи дверях мужского сердца и о любви, пришедшей на склоне жизни, на пороге вечной ночи."


"Замок Синей Бороды, наглухо отгороженный от живого мира, как бы символизирует замкнутый душевный мир Герцога, его одиночества, его совесть, отягощённую преступлениями. Поединок между страстной, искренне любящей Юдифью и загадочно скрытным Герцогом, чьё прошлое окутано атмосферой тайны, - также выражает некую символистскую сущность: женщина, пытающаяся проникнуть в таинственное прошлое своего избранника, обречена на гибель; даже самое пылкое чувство неспособно преодолеть этот неразрешимый конфликт, эту роковую недосказанность...

Балаж и Барток не осуждают убийцу-Герцога. Все его преступления воспринимаются как некая страшная данность, словно не зависящая от воли преступника. Это типично символистский герой, тщетно стремящийся к любви, но обреченный на вечное одиночество. Всё, что остается ему - это воспоминания о безвозвратно ушедшем мимолётном счастье."


Ах, эти tall dark bishounen аидского типажа! Ах, как готично и романтично! Обожаю такие вещи! ^_^

Во-вторых, партии Герцога и Юдит, единственных действующих лиц оперы, отданы двум моим любимейшим голосам: басу и меццо-сопрано/драмсопрано. Стоило мне пожаловаться, что нигде нет ничего романтического для баса и меццо, как пожалуйста, Осёл принёс мне запись меньше, чем за одну ночь. Эва Мартон, правда, не меццо, а драматическое сопрано, но тембр голоса у неё весьма меццовый.

В оригинале опера называется A Kékszakállú Herceg Vára (не спрашивайте меня, как это произносится) и исполняется, понятное дело, по-венгерски. Для Мартон венгерский - родной язык, но каково было американцу Рэми петь фразы типа "Váram sötét töve reszket, bús sziklából gyönyör borzong", я себе не представляю. :) Наверное, долго тренировался.

Опера маленькая, всего час. Семь дверей, семь разных картин. Первая часть - в основном настойчивые просьбы Юдит и её реакция на то, что она видит за дверями, а после пятой двери с балконом, откуда видно раскинувшийся внизу величественный пейзаж, на передний план выходит герцог. Картину шестой двери, за которой находится окутанное призрачным туманом озеро слёз, нельзя слушать без холодка потусторонней жути, пробегающего по спине. Но самый пронзительный момент - перед седьмой дверью, когда Синяя Борода, смирившись со всем, протягивает Юдит последний ключ (маленький, золотой, носимый на цепочке на шее - не знаю, почему, но мне так увиделось), а она не спешит его взять и стоит в сомнении. В эти мгновения в музыке звучит такая обречённая тоска, что я не выдержала и заплакала. :( Ну и финал, конечно же... Тут от одного текста разрыдаться можно:

«На рассвете нашёл я первую, на алом, ароматном, прекрасном рассвете. Ей принадлежит каждый рассвет… Вторую я встретил в полдень, в безмолвный, жаркий, золотой полдень. Каждый полдень теперь принадлежит ей… Третью я повстречал вечером, мирным, томным, тёмным вечером. Ей принадлежит теперь каждый вечер.

С тобой я встретился ночью, звёздной, тёмной ночью. Ты была прекрасна: лик твой бледен, лунный свет озарял кудри... Теперь твоей будет каждая ночь… твоей, моё самое драгоценное сокровище».


Юдит, увенчанная алмазной короной, в мерцающей звёздами мантии вслед за остальными жёнами медленно уходит по лунной тропе. Закрывается седьмая дверь, и одинокая фигура герцога, стоящего, склонив голову, постепенно исчезает во мраке.

Вот так. А Араси идёт рыдать и пить валерьянку. :(

В общем, не самые лёгкие для восприятия 62 минуты музыки. Чувствительного слушателя вгонят в изрядно подавленное настроение. Но гениальнейшая штука. Правда, боюсь, она из той категории, что you either love it or hate it. Либо вы будете от неё в восторге (когда придёте в себя), либо возненавидите.

М-да. Как некоторые умудрялись сразу после ТАКОГО играть старого пройдоху Джанни Скикки, в котором нет ни капли серьёзности, я не понимаю. Хотя, если антракт минут пятнадцать, за это время, наверное, можно деролиться...
Tags: opera ramblings, regal ramey, записки оперного мозгоеда, обзоры
Subscribe

  • Эльфийской музыки вам

    А кто помнит это прекрасное исполнение толкиновской Namárië? Поют ребята из финского музыкального театра Svenska Teatern (ага, Шведский театр, но при…

  • Палантир Андерсона

    Ежели кто не видел, подниму: Зачётная толкиновская пасхалка от моддера, сделавшего эту HD-текстуру. Рыдачка. %))) Это скрин из пролога, где…

  • Цитаты

    Полковник Лоуренс не перестаёт меня радовать: Было слишком досадно находиться в полном безделье так близко от Аммана и не попытаться посмотреть на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments