Arashi (arashi_opera) wrote,
Arashi
arashi_opera

Category:

О травести-ролях в опере

Люди, незнакомые с оперой, часто задаются вопросом: а почему это Ромео или рыцаря Танкреда композитор написал для женщины, когда это мужская партия? Ответ: во-первых, потому что так было принято, и зрители в эпоху бельканто это любили. И во-вторых - потому что так хотелось самому композитору. Вот любил Рихард Штраус высокие голоса - и написал партию Октавиана в опере "Кавалер розы" для меццо-сопрано/сопрано, хотя это вообще уже XX век. А вот хотелось ему иметь возможность услышать на сцене красивейший ансамбль для трёх женских голосов, которым завершается опера - он взял и написал. Или, скажем, его же Композитор в "Ариадне на Наксосе". Почему Композитор - меццо-сопрано? А не знаю. Штраус так написал, и не нам с ним спорить. Или граф Орловский в "Летучей мыши" другого Штрауса, Иоганна. Или в "Фаусте" Гуно - Зибель. Или Стефан в "Ромео и Джульетте". Да даже Ратмир в "Руслане и Людмиле"! Ратмир, весь из себя Великий Герой, былинный рыцарь - контральто. И не Россини написал, а Глинка, Михаил Иваныч. А в "Снегурочке" Римского-Корсакова есть пастух Лель, на которого вешаются все девицы, и его тоже играет меццо. Заметьте, это я всё говорю о ролях, изначально предназначенных для женщин, репертуара кастратов даже не касаюсь. А он ведь тоже часто исполняется женщинами.

Опера вообще странная штука вся насквозь. Там бывают даже ситуации, когда женщина играет мужчину, который по сюжету играет женщину - например, тот же Октавиан или Керубино в "Женитьбе Фигаро" Моцарта. Или когда женщина по сюжету изображает мужчину - т. е. на самом деле она женщина, но все остальные персонажи думают, что это мужчина. (У вас голова кругом не идёт?) Пример такого - Леонора в "Фиделио" Бетховена или Брадаманта в "Альцине" Генделя. А ещё бывает такое, что персонаж-вроде-как-мужчина по ходу оперы превращается в женщину!! %) Например, Никлаус, друг поэта Гофмана в опере Оффенбаха "Сказки Гофмана", в конце оперы становится Музой. Женского пола, ессно.

Более того, в опере бывают роли-травести для мужчин! Мало, но есть. В основном комические. Их ещё иногда называют "юбочными" ролями в противовес "брючным" - женщинам в мужских ролях. Например, в опере Прокофьева "Любовь к трём апельсинам" Кухарка - роль для (только не падайте) баса. :) Или мама Агата в комической опере Доницетти "Театральные порядки и беспорядки" - тоже бас в юбке. Главная, между прочим, роль. ;)

В общем, от вопросов взаимодействия реального и персонажного пола в опере поедет крыша у любого психоаналитика, так что тут как в анекдоте - "Гоги, это нэлзя понят, это нужно запомныт!" (с) :) Кому-то это нравится, кому-то нет. Лично мне нравится. Я даже совсем не возражаю против того, чтобы мужчины - высокие контртеноры пели женские роли для сопрано. Правда, насколько мне известно, ещё ни один за подобное не брался, но почему бы и нет?

Травести-роли в опере всегда были, есть и, полагаю, будут. Удивляться их существованию уже давным-давно поздно, они являются неотъемлемой и довольно обширной частью оперного репертуара.

Ну и на закуску: шедевральный князь Орловский в оперетте "Летучая мышь". Исполняет шведская меццо-сопрано Малена Эрнман. "Кто скажет, что это девочка - пусть кинет в меня камень!" (с)
Tags: opera ramblings, operatic gender-bender, записки оперного мозгоеда, познавательное
Subscribe

  • (no subject)

    Дорогие все, с Днём св. Валентина вас! Любите друг друга, невзирая ни на какие различия! %)))

  • Трейлер так называемого ремастера МЭ

    И это всё? Просто улучшили модели и текстуры? Ничего даже не перерисовали? Эй, народ, вы вообще разницу видите, ну, кроме отсутствия торчащих…

  • Kena: Bridge of Spirits

    Вот это моя игра, дайте две! Представьте себе, что играете за героиню как из мультика Pixar или Dreamworks, с графоном как в мультике Pixar или…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments