Arashi (arashi_opera) wrote,
Arashi
arashi_opera

Categories:

А. Бойто, "Мефистофель": АДСКИЙ отжиг!!!



Ну, я вам скажу... *присвистывает* Щас я вам скажу... Выдохну вот только. :-))

Итак, по порядку. Арриго Бойто (1842 - 1918) известен общественности больше как литератор и автор либретто к чужим операм, чем как композитор. "Мефистофель", дитя его души и сердца, создавался Бойто на протяжении многих лет. Первый вариант оперы с треском провалился на премьере, но автор с достойным восхищения упорством снова взялся за дело, учёл предыдущие ошибки, и в 1875 году в Болонье "Мефистофеля" приняли с большим успехом.

Эта опера - единственное из музыкальных произведений по Гёте, которое названо в честь Мефистофеля, а не Фауста. Автор, видимо, очень любил этого персонажа, потому что это действительно на 80% шоу Мефистофеля. На его долю выпадает самая яркая, эффектная и запоминающаяся музыка (за исключением безумно красивого дуэта Фауста и Елены в IV действии), ему отведено больше всего сценического времени, и вообще он мегаклёвый. B-) В начале XX века самым знаменитым исполнителем роли Мефистофеля был Фёдор Шаляпин, певший Мефистофеля в присутствии самого композитора, ну, а в конце - тот, кого я только что имела великое удовольствие наблюдать в постановке Сан-Франциско Опера. Бойто бы, наверное, от души порадовался, найдя в Сэмюэле Рэми такого преданного фаната и единомышленника. Мужик реально ТАЩИТСЯ от того, что делает, просто живёт ролью. Ни единого лишнего движения, малейший жест, малейший поворот головы выверен и согласован с музыкой, потрясающий артистизм, выразительность, убойная харизма и роскошный величественный бас с диапазоном отсюда до заката. Что он делает на сцене - я не могу вам описать, это надо видеть и слышать, чтобы поверить. Когда Мефистофель представляется Фаусту в арии Son lo Spirito ("Я тот дух, что отрицает..."), мне сильно захотелось извлечь из подпространства огнетушитель и держать его поблизости: я думала, под ним сейчас просто сцена вспыхнет, а вместе с ней и мой монитор. И это с фиговенькой копии в маленьком разрешении... Когда я слышу это зловеще-торжествующее "La ruina universal e' atmosfera mia vital!", меня аж в дрожь кидает. А шабаш на Брокене! Здесь, кстати, следует ещё отметить блестящую работу миманса и хористов. В опере много хоровых сцен, и массовке приходится изображать то сонм блаженных душ, то горожан, празднующих Пасху, то грешников на сатанинской оргии, и всё это они делают с большим энтузиазмом. В сцене шабаша есть в них что-то от безумных клоунов Тима Бёртона в "Бэтмен возвращается". И беснуются очень артистично. Или это их Рэми своей бьющей через край харизмой заражает? Он, конечно, может, там энергии на средних размеров ТЭЦ хватило бы... Да, а петь, вспрыгнув на стол - это у него, наверное, фича такая. ;) Я уже не первый раз это вижу.



Отмечу ещё вот какой факт: у любого певца есть какой-то свой набор жестов, которыми он пользуется, когда поёт - на сцене или просто так. Так вот, видев много выступлений Рэми, как концертных, так и сценических, я могу с точностью сказать, что в данной постановке у него всего один-единственный раз прорывается его собственный, не мефистофельский жест. Все остальные - исключительно персонажные, каких я у него раньше нигде не наблюдала. Вот это, я понимаю, погружение в образ.

Петь в одной постановке с таким Мефистофелем - дело неблагодарное. Как ты офигенно ни пой, всё равно круче его не будешь, как ни старайся. Максимум - так же. Здешние Фауст и Маргарита, она же Елена Прекрасная - тенор Дэннис О'Нил и словацкая сопрано Габриэла Беначкова. Маргарита хороша, Елена ещё лучше, а Фауст, увы - ни рыба, ни мясо. Особенно раздражало... ну, не то чтобы раздражало, но это не есть плюс, когда певец вместо того, чтобы влюблённо смотреть на партнёршу по сцене, вечно косит глазами на дирижёра, следя за темпом, или за чем там можно следить. И вообще, не люблю я козлетонов лирических теноров... Особенно маленьких и жирненьких.

Опера Бойто - воплощение шекспировской максимы "Весь мир - театр". У Бойто это театр Мефистофеля, затеявшего спорить с Высшими Силами и, чтобы этот спор выиграть, устраивающего нам и Фаусту эффектный спектакль. Правда, бедняга всё равно жестоко обламывается из-за вмешательства Dea Ex Machina... Режиссёр Роберт Карсен, безусловно, согласен с такой концепцией и даже её подчёркивает: например, в четвёртом действии, в Греции, облачённый во фрак Мефистофель сидит в ложе и лениво смотрит на танцующих нимф, листая театральную программку. И вся постановка следует этой идее: броская, нарочито театральная, порой даже вычурная, но всё равно красивая. Великолепное зрелище, которое обязательно нужно видеть, а не только слышать. Стихия этого спектакля - огонь. Яркий, пылающий, обжигающий даже через монитор или телеэкран. Если хотите яркого эффектного зрелища, украшенного блестящим вокалом, прекрасной музыкой и выдающимся актёрским мастерством исполнителя главной роли - эта опера для вас. Я, пожалуй, порекомендую её любому, кто имеет хотя бы отдалённое представление об опере. "Мефистофель" не оставит равнодушным никого. Великолепная штука, хотя несколько тяжеловесная, как любая гранд-опера.

Этот DVD имеется у меня с русскими субтитрами, прикрученными мной собственноручно.

Отрывки:
Пролог: ария Мефистофеля Ave, Signor ("Слава Творцу"): http://www.youtube.com/watch?v=chTGdfrnWWY
Шабаш на Брокене: ария Мефистофеля Ecco il mondo ("Вот он - мир наш!"): http://www.youtube.com/watch?v=4RgUbPHzYJM
Безумие Маргариты: ария L'altra notte ("Прошлой ночью…"): http://www.youtube.com/watch?v=_63awIUdI8A

ЗЫ: Читающие, вы хоть откомментите, если кому было интересно...

ЗЗЫ: Пошла, из чувства ответственности послушала Мефистофелей Шаляпина и Чезаре Сьепи. Нет, всё-таки Рэми мне больше всех нравится даже чисто по вокальным данным. У него голос самый богатый, низкий и... блин, не знаю, как описать это ощущение от тембра, у Веселины тоже такое... Бархатный, наверное. Обволакивающий. Короче, такой голос слушать физически приятно, на каком-то тактильном уровне. Особенно когда он поёт mezza voce, вполголоса. Я тогда просто сижу и тащусь, жмурясь, как кошка. :)

PPPS: Чуть не забыла! За что ещё я всей душой возлюбила этого Мефистофеля - он же глушит из горла виски! Правда, честное слово, владыка преисподней мог бы найти что-нибудь и получше, чем "Джонни Уокер Red Label"... %)
Tags: opera ramblings, regal ramey, записки оперного мозгоеда, обзоры
Subscribe

  • Печальное про LoGH

    Посмотрела тут, с какими субами лежит на рутрекере LoGH - глаза б мои этого не видели. Эти <нецензурно> даже выбросили наши приличные субтитры…

  • (no subject)

    Узнала, что адмирал Сидни Ситоле в LoGH тоже, как и многие другие персонажи, назван в честь реального человека - Ндабанинги Ситоле, зимбабвийского…

  • (no subject)

    До меня только сейчас дошло, что мальчика Юлиана в LoGH рисовали, скорее всего, с Люка Скайуокера из 4-го эпизода! А ещё неплохой клипец нашла:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

  • Печальное про LoGH

    Посмотрела тут, с какими субами лежит на рутрекере LoGH - глаза б мои этого не видели. Эти <нецензурно> даже выбросили наши приличные субтитры…

  • (no subject)

    Узнала, что адмирал Сидни Ситоле в LoGH тоже, как и многие другие персонажи, назван в честь реального человека - Ндабанинги Ситоле, зимбабвийского…

  • (no subject)

    До меня только сейчас дошло, что мальчика Юлиана в LoGH рисовали, скорее всего, с Люка Скайуокера из 4-го эпизода! А ещё неплохой клипец нашла:…