Arashi (arashi_opera) wrote,
Arashi
arashi_opera

Categories:

"Страдания молодого Вертера" в музыкальной форме

Пополнила свой угол Молиться Сюда™ двухдисковой записью оперы "Вертер" с Рамоном Варгасом и Веселиной Кацаровой в главных ролях.

"Вертер" Жюля Массне - классический образец французской романтической оперы второй половины XIX в. Я её не очень люблю. Во-первых, ужасающая даже для меня сентиментальность. Во-вторых, после оперы потом не вспомнишь ни одной мелодии, это вам не Моцарт, который будет играть в голове и сутки спустя.

Но красиво, конечно. Очень выразительная и живописная музыка, рождающая яркие визуальные образы. Например, стоило мне услышать Вертера, как он тут же предстал моему мысленному взору: очень похож на это, почти 100% совпадение. С Шарлоттой было несколько труднее, но и её я довольно скоро увидела. Моментально визуализируется и Софи, её жизнерадостная младшая сестра. Пейзажи тоже отчётливо видны. Солнечная золотая осень во втором действии, падающие хлопья снега и освещённые окошки домов в финале.

История Вертера принадлежит к тем романтическим историям, которые при кратком пересказе и критичном восприятии выглядят сущим идиотством, но, облечённые в художественную форму талантами вроде Гёте, Шекспира или, в данном случае, Массне, предстают читателю/слушателю невероятно красивыми. Уже обложка призвана пробудить в слушателе лирическое настроение:



Молодой поэт Вертер влюбляется в красивую и добродетельную девушку Шарлотту, дочь судьи города Вецлара, которая после смерти матери заботится о куче младших братьев и сестёр. Но Шарлотта, хотя Вертер пробуждает в ней ответное чувство, обещала покойной матери выйти замуж за Альберта, друга Вертера. И держит слово. Вертер восхищается добродетелью девушки, всё принимает, но не может забыть Шарлотту. Шарлотта осознаёт, что любит Вертера, но она замужем и не может поступиться долгом и честью. Вертер, промучившись три действия, в конце концов стреляется (из пистолета, переданного ему Шарлоттой... о горькая ирония судьбы!) и умирает на руках у Шарлотты в канун Рождества, перед смертью успев услышать её признание в любви. Шарлотта без чувств падает на его труп и, подозреваю, тоже долго не проживёт. А за окном кружатся хлопья снега, горят рождественские огни, слышен весёлый детский смех, песни и звон колокольчиков. В общем, самая трагическая рождественская история, которую только можно себе вообразить.

Ну да, да, это Страшные, Ужасные, Непролазные, Роковые Страдания, всем Гамлетам срочно вешаться от зависти. Но когда _такую_ музыку поют _такие_ певцы, история выглядит невыразимо прекрасной. А уж как хватает за сердце... Запаситесь валерьянкой и салфетками, прежде чем слушать последние два действия! Драма здесь просто зашкаливает. Хочется вцепиться зубами в подушку и громко зареветь не столько от горя, сколько от душевного напряжения. А певцы? Как они с ума не сходят! Веселина точно в чём-то моральная мазохистка, потому что Шарлотта - одна из двух её любимых ролей (вторая - такой же страдалец Секст из "Милосердия Тита").

Но они безмерно прекрасны, оба: мексиканский тенор Рамон Варгас - Вертер и Веселина Кацарова - Шарлотта. Рамон Варгас - один из немногих лирических теноров, к которому я применяю слово "свун". Вообще я не люблю этот тип голоса. Но сеньор Варгас - это настоящий, тотальный СВУ-У-У-УН! *___* Роскошно красивый голос, очень благородный и выразительный. Верите, я едва не зарыдала над его романсом Pourquoi me réveiller, ô souffle du printemps ("О, не буди меня, дыхание весны!"). А про то, как поёт Веселина, я думаю, уже все мои читатели от меня слышали. ;) Ограничусь тем, что это было великолепно, как всегда, а может, ещё лучше. Лучше послушайте сами и убедитесь.

"Werther" - Toute mon âme est là! "Pourquoi me réveiller..."

Этот дуэт - кульминация чувств Вертера и Шарлотты. После трёхмесячного отсутствия Вертер возвращается к Шарлотте в канун Рождества. Они вспоминают проведённые вместе часы. Шарлотта показывает Вертеру стихотворение, которое он начал тогда переводить. Он читает его вслух.

WERTHER
Toute mon âme est là!
"Pourquoi me réveiller, ô souffle du printemps,
pourquoi me réveiller?
Sur mon front je sens tes caresses,
Et pourtant bien proche est le temps
Des orages et des tristesses!

Pourquoi me réveiller, ô souffle du printemps?
Demain dans le vallon viendra le voyageur
Se souvenant de ma gloire première...
Et ses yeux vainement chercheront ma splendeur,
Ils ne trouveront plus que deuil et que misère!
Hélas! Pourquoi me réveiller ô souffle du printemps!"

CHARLOTTE
N'achevez pas! Hélas! ce désespoir...
ce deuil... on dirait... il me semble...

WERTHER
Ciel! Ai-je compris?
Dans cette voix qui tremble, dans ces doux yeux remplis
de larmes n'est-ce pas un aveu que je lis?

CHARLOTTE
Ah! taisez-vous!

WERTHER
A quoi bon essayer de nous tromper encore...

CHARLOTTE
Je vous implore!

WERTHER
Va! nous mentions tous deux en nous disant vainqueurs
de l'immortel amour qui tressaille en nos coeurs!

CHARLOTTE
Werther!

WERTHER
Ah! ce premier baiser, mon rêve et mon envie!
Bonheur tant espéré qu'aujourd'hui j'entrevois!
Il brûle sur ma lèvre encor inassouvie ce baiser...
ce baiser demandé pour la première fois!

CHARLOTTE
Ah! Ma raison s'égare...

WERTHER
(se jetant à ses pieds)
Tu m'aimes! tu m'aimes! tu m'aimes!

CHARLOTTE
...non! tout ce qui nous sépare
peut-il être oublié?

WERTHER
Tu m'aimes!

CHARLOTTE
Pitié!

WERTHER
Il n'est plus de remords!

CHARLOTTE
Non!

WERTHER
Il n'est plus de tourments!

CHARLOTTE
Ah! pitié!

WERTHER
Hors de nous rien n'existe et tout le reste est vain!

CHARLOTTE
Ah! Seigneur! défendez-moi!

WERTHER
Mais l'amour seul est vrai,
Car c'est le mot divin!

CHARLOTTE
Défendez-moi, Seigneur, défendez-moi contre moi-même!
Défendez-moi, Seigneur, contre lui... défendez-moi!

WERTHER
Je t'aime!

CHARLOTTE
Pitié!

WERTHER
Je t'aime!

CHARLOTTE
Pitié!

WERTHER
Je t'aime!

CHARLOTTE
(dans les bras de Werther)
Ah!
ВЕРТЕР
Здесь вся душа моя!
"О, не буди меня, дыхание весны,
о, не буди меня!
Чело моё ты овеваешь лаской нежной,
когда уж недалёко дни скорби,
дни весенних гроз.

О, не буди меня, дыхание весны!
Быть может, завтра путник, видавший мой расцвет,
придёт сюда с надеждой о былом.
Дни славы уж прошли и не вернутся.
Он горе лишь одно увидит и печаль.
Увы! Нет, не буди меня, дыхание весны!"

ШАРЛОТТА
Молю, не продолжайте! Отчаянье и грусть…
Ужель...

ВЕРТЕР
Мой Бог! Всё понял я!
И эти слёзы… взгляд!..
Ужель признание читаю в нём?

ШАРЛОТТА
Молчите, ах!

ВЕРТЕР
Друг друга для чего обманывать мы будем?..

ШАРЛОТТА
Я вас молю!

ВЕРТЕР
Мы лгали, говоря: всё кончено, забыто!
Бессмертная любовь - её нельзя забыть!

ШАРЛОТТА
Вертер!

ВЕРТЕР
Заветная мечта, о, первый поцелуй!
О счастье, о котором мечтал так долго я!
Он жжёт уста мои, быть разделённым молит.


ШАРЛОТТА
Рассудок я теряю…

ВЕРТЕР
(на коленях)
Ты любишь? Любишь? Отвечай же!

ШАРЛОТТА
Нет... Как забыть о том,
что пролегло меж нами…

ВЕРТЕР
Ты любишь!

ШАРЛОТТА
Сжалься!

ВЕРТЕР
Не нужно сожалеть!

ШАРЛОТТА
Нет!

ВЕРТЕР
Конец страданьям всем!

ШАРЛОТТА
Ах, сжалься!

ВЕРТЕР
Весь мир лишь в нас одних, иное - суета!

ШАРЛОТТА
О Боже! Защити же!

ВЕРТЕР
Закон любви превыше
всего, что на земле!

ШАРЛОТТА
О Боже, защити же ты от него
и от самой себя!

ВЕРТЕР
Люблю!

ШАРЛОТТА
Сжалься!

ВЕРТЕР
Люблю!

ШАРЛОТТА
Сжалься!

ВЕРТЕР
Люблю тебя!

ШАРЛОТТА
(в объятиях Вертера)
Ах!..


Это не передать, как красиво и полно чувства. А я ведь отлично помню Веселину в роли Ромео или Танкреда. Вы верите, что это поют те же люди, которые исполняли вот этот дуэт Ромео и Тибальта, где горячие веронские парни меряются, э-э, остротой шпаг? :)
Tags: la bella vesselina, music is the food of love, music-that-is-not-opera, opera ramblings, записки оперного мозгоеда, обзоры
Subscribe

  • Известная, но неизвестная музыка

    Зуб даю, вы все когда-нибудь слышали эту музыку, причём много раз и в разных случаях — но понятия не имели, как она называется. Просвещения пост! 1.…

  • «Сусанна», Опера Сан-Франциско

    Сусанна Полк – Патриша Расетт Преподобный Олин Блитч – Рэймонд Ачето Сэм Полк – Брэндон Йованович Дирижёр Карен Каменсек Режиссёр-постановщик Майкл…

  • (no subject)

    Что-то всё-таки не то со многими современными певцами. Голоса есть, а техника так себе. Вот, например, молодой американский бас Кристиан ван Хорн…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments