"Вертер" Жюля Массне - классический образец французской романтической оперы второй половины XIX в. Я её не очень люблю. Во-первых, ужасающая даже для меня сентиментальность. Во-вторых, после оперы потом не вспомнишь ни одной мелодии, это вам не Моцарт, который будет играть в голове и сутки спустя.
Но красиво, конечно. Очень выразительная и живописная музыка, рождающая яркие визуальные образы. Например, стоило мне услышать Вертера, как он тут же предстал моему мысленному взору: очень похож на это, почти 100% совпадение. С Шарлоттой было несколько труднее, но и её я довольно скоро увидела. Моментально визуализируется и Софи, её жизнерадостная младшая сестра. Пейзажи тоже отчётливо видны. Солнечная золотая осень во втором действии, падающие хлопья снега и освещённые окошки домов в финале.
История Вертера принадлежит к тем романтическим историям, которые при кратком пересказе и критичном восприятии выглядят сущим идиотством, но, облечённые в художественную форму талантами вроде Гёте, Шекспира или, в данном случае, Массне, предстают читателю/слушателю невероятно красивыми. Уже обложка призвана пробудить в слушателе лирическое настроение:
Молодой поэт Вертер влюбляется в красивую и добродетельную девушку Шарлотту, дочь судьи города Вецлара, которая после смерти матери заботится о куче младших братьев и сестёр. Но Шарлотта, хотя Вертер пробуждает в ней ответное чувство, обещала покойной матери выйти замуж за Альберта, друга Вертера. И держит слово. Вертер восхищается добродетелью девушки, всё принимает, но не может забыть Шарлотту. Шарлотта осознаёт, что любит Вертера, но она замужем и не может поступиться долгом и честью. Вертер, промучившись три действия, в конце концов стреляется (из пистолета, переданного ему Шарлоттой... о горькая ирония судьбы!) и умирает на руках у Шарлотты в канун Рождества, перед смертью успев услышать её признание в любви. Шарлотта без чувств падает на его труп и, подозреваю, тоже долго не проживёт. А за окном кружатся хлопья снега, горят рождественские огни, слышен весёлый детский смех, песни и звон колокольчиков. В общем, самая трагическая рождественская история, которую только можно себе вообразить.
Ну да, да, это Страшные, Ужасные, Непролазные, Роковые Страдания, всем Гамлетам срочно вешаться от зависти. Но когда _такую_ музыку поют _такие_ певцы, история выглядит невыразимо прекрасной. А уж как хватает за сердце... Запаситесь валерьянкой и салфетками, прежде чем слушать последние два действия! Драма здесь просто зашкаливает. Хочется вцепиться зубами в подушку и громко зареветь не столько от горя, сколько от душевного напряжения. А певцы? Как они с ума не сходят! Веселина точно в чём-то моральная мазохистка, потому что Шарлотта - одна из двух её любимых ролей (вторая - такой же страдалец Секст из "Милосердия Тита").
Но они безмерно прекрасны, оба: мексиканский тенор Рамон Варгас - Вертер и Веселина Кацарова - Шарлотта. Рамон Варгас - один из немногих лирических теноров, к которому я применяю слово "свун". Вообще я не люблю этот тип голоса. Но сеньор Варгас - это настоящий, тотальный СВУ-У-У-УН! *___* Роскошно красивый голос, очень благородный и выразительный. Верите, я едва не зарыдала над его романсом Pourquoi me réveiller, ô souffle du printemps ("О, не буди меня, дыхание весны!"). А про то, как поёт Веселина, я думаю, уже все мои читатели от меня слышали. ;) Ограничусь тем, что это было великолепно, как всегда, а может, ещё лучше. Лучше послушайте сами и убедитесь.
"Werther" - Toute mon âme est là! "Pourquoi me réveiller..."
Этот дуэт - кульминация чувств Вертера и Шарлотты. После трёхмесячного отсутствия Вертер возвращается к Шарлотте в канун Рождества. Они вспоминают проведённые вместе часы. Шарлотта показывает Вертеру стихотворение, которое он начал тогда переводить. Он читает его вслух.
WERTHER Toute mon âme est là! "Pourquoi me réveiller, ô souffle du printemps, pourquoi me réveiller? Sur mon front je sens tes caresses, Et pourtant bien proche est le temps Des orages et des tristesses! Pourquoi me réveiller, ô souffle du printemps? Demain dans le vallon viendra le voyageur Se souvenant de ma gloire première... Et ses yeux vainement chercheront ma splendeur, Ils ne trouveront plus que deuil et que misère! Hélas! Pourquoi me réveiller ô souffle du printemps!" CHARLOTTE N'achevez pas! Hélas! ce désespoir... ce deuil... on dirait... il me semble... WERTHER Ciel! Ai-je compris? Dans cette voix qui tremble, dans ces doux yeux remplis de larmes n'est-ce pas un aveu que je lis? CHARLOTTE Ah! taisez-vous! WERTHER A quoi bon essayer de nous tromper encore... CHARLOTTE Je vous implore! WERTHER Va! nous mentions tous deux en nous disant vainqueurs de l'immortel amour qui tressaille en nos coeurs! CHARLOTTE Werther! WERTHER Ah! ce premier baiser, mon rêve et mon envie! Bonheur tant espéré qu'aujourd'hui j'entrevois! Il brûle sur ma lèvre encor inassouvie ce baiser... ce baiser demandé pour la première fois! CHARLOTTE Ah! Ma raison s'égare... WERTHER (se jetant à ses pieds) Tu m'aimes! tu m'aimes! tu m'aimes! CHARLOTTE ...non! tout ce qui nous sépare peut-il être oublié? WERTHER Tu m'aimes! CHARLOTTE Pitié! WERTHER Il n'est plus de remords! CHARLOTTE Non! WERTHER Il n'est plus de tourments! CHARLOTTE Ah! pitié! WERTHER Hors de nous rien n'existe et tout le reste est vain! CHARLOTTE Ah! Seigneur! défendez-moi! WERTHER Mais l'amour seul est vrai, Car c'est le mot divin! CHARLOTTE Défendez-moi, Seigneur, défendez-moi contre moi-même! Défendez-moi, Seigneur, contre lui... défendez-moi! WERTHER Je t'aime! CHARLOTTE Pitié! WERTHER Je t'aime! CHARLOTTE Pitié! WERTHER Je t'aime! CHARLOTTE (dans les bras de Werther) Ah! | ВЕРТЕР Здесь вся душа моя! "О, не буди меня, дыхание весны, о, не буди меня! Чело моё ты овеваешь лаской нежной, когда уж недалёко дни скорби, дни весенних гроз. О, не буди меня, дыхание весны! Быть может, завтра путник, видавший мой расцвет, придёт сюда с надеждой о былом. Дни славы уж прошли и не вернутся. Он горе лишь одно увидит и печаль. Увы! Нет, не буди меня, дыхание весны!" ШАРЛОТТА Молю, не продолжайте! Отчаянье и грусть… Ужель... ВЕРТЕР Мой Бог! Всё понял я! И эти слёзы… взгляд!.. Ужель признание читаю в нём? ШАРЛОТТА Молчите, ах! ВЕРТЕР Друг друга для чего обманывать мы будем?.. ШАРЛОТТА Я вас молю! ВЕРТЕР Мы лгали, говоря: всё кончено, забыто! Бессмертная любовь - её нельзя забыть! ШАРЛОТТА Вертер! ВЕРТЕР Заветная мечта, о, первый поцелуй! О счастье, о котором мечтал так долго я! Он жжёт уста мои, быть разделённым молит. ШАРЛОТТА Рассудок я теряю… ВЕРТЕР (на коленях) Ты любишь? Любишь? Отвечай же! ШАРЛОТТА Нет... Как забыть о том, что пролегло меж нами… ВЕРТЕР Ты любишь! ШАРЛОТТА Сжалься! ВЕРТЕР Не нужно сожалеть! ШАРЛОТТА Нет! ВЕРТЕР Конец страданьям всем! ШАРЛОТТА Ах, сжалься! ВЕРТЕР Весь мир лишь в нас одних, иное - суета! ШАРЛОТТА О Боже! Защити же! ВЕРТЕР Закон любви превыше всего, что на земле! ШАРЛОТТА О Боже, защити же ты от него и от самой себя! ВЕРТЕР Люблю! ШАРЛОТТА Сжалься! ВЕРТЕР Люблю! ШАРЛОТТА Сжалься! ВЕРТЕР Люблю тебя! ШАРЛОТТА (в объятиях Вертера) Ах!.. |
Это не передать, как красиво и полно чувства. А я ведь отлично помню Веселину в роли Ромео или Танкреда. Вы верите, что это поют те же люди, которые исполняли вот этот дуэт Ромео и Тибальта, где горячие веронские парни меряются, э-э, остротой шпаг? :)