?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Женщины и коррида

...Мексика, 1940 год. Восемнадцатилетняя девушка в тёмной широкополой шляпе стоит одна под палящим солнцем. Ветер развевает складки её плаща, но она сохраняет полную неподвижность, ожидая, когда её противник сделает первый ход.

Его зовут Чикланеро, и он не сводит с неё глаз. В десять раз больше её, могучий Bos taurus ibericus появился на свет и был выращен ради этой минуты. Он роет копытом песок и тяжело дышит, поглощённый одним-единственным желанием: убить её. Она приглашает его на бой, который для него будет иметь только один исход. Судьба же девушки не столь очевидна.

Хладнокровие и ловкость юности - её главное оружие. Она смело взмахивает плащом высоко над головой, вызывая восторженный отклик толпы. Но на пике бравады удача изменяет ей: острые рога погружаются глубоко в её плоть, и она теряет сознание.

Она приходит в себя в лазарете арены: её готовят к срочной операции. Оттолкнув врачей, девушка бросается обратно на арену, где Чикланеро ещё втягивает ноздрями запах её крови. Чтобы убить быка, нужен лишь один точный удар. Измученная девушка-тореро вонзает клинок в цель, и когда она наконец падает без сил, в её тонких руках крепко зажаты два отрезанных уха побеждённого зверя.

Позднее Кончита Синтрон будет вспоминать об этом случае так: «На самом деле, я очень обрадовалась, потому что наконец узнала, что это такое – когда тебя поднимают на рога.»

От Франции до Латинской Америки, пешие и конные, в брюках и юбках, на протяжении сотен лет отважные женщины вступали на арену сражаться с быками – и ради этого им приходилось преодолевать препятствия посерьёзнее быков.

В Испании на протяжении веков были женщины-тореро. В 1700-х годах выступала Мария де Госин, бывшая монахиня, оставившая монастырь ради того, чтобы стать тореро. Примерно в это же время Николаса Эскамилья [три ха-ха! Не в её ли честь назвал Мериме персонажа своей «Кармен»?] (больше известная как Пахуэлера, Спичечница) приобрела известность как первая торера, женщина-тореро. Гойя подарил ей бессмертие, запечатлев на своём полотне [«Мужество знаменитой Пахуэлеры на арене в Сарагосе», 1815 г.], а писатель и священник отец Мартин Сармьенто, современник Пахуэлеры, назвал её «позором благочестивого и милосердного женского пола».

Пахуэлера и другие тореры её времени могли выступать только с согласия местных властей. Только Жозеф Бонапарт, он же Иосиф I Испанский (1768-1844), в 1808 году первым дал своё королевское соизволение на участие женщин в корриде, тем самым открыв путь в XIX век нескольким десяткам женщин-тореро. Хотя многие мужчины считали женскую корриду комедией, она несла в себе ничуть не меньше опасностей, чем мужская, а то и больше: женщины должны были сражаться в угрожающе тесных платьях с оборками, и у них было меньше возможностей практиковать своё мастерство. Только Долорес Санчес, заслуженно прозванная Ла Фрагоса, Скандалистка, осмелилась шокировать публику, появившись на арене в традиционном костюме тореро, трахе де люсес.

Такая относительно свободная эпоха продлилась всего сотню лет. В 1908 и 1911 годах в Испании вышли эдикты, запрещающие женщинам принимать участие в корриде. Многочисленным испанским торерам пришлось оставить выступления или эмигрировать в более терпимую к женщинам Латинскую Америку. А торера Ла Реверте (Мария Саломея Родригес Трипиона) выбрала третий вариант: вообще отказалась от своей принадлежности к женскому полу. [Она успешно выступала и была весьма популярна; после того, как женщинам-тореро запретили выступления, Мария стала утверждать, что на самом деле она не женщина, а мужчина, Августин Родригес. Самое смешное, что это утверждение приняли.]

В 1934 году Хуанита Крус, первая полноправная женщина-матадор, подала петицию правительству новообразованной Испанской Республики, чтобы женщинам разрешили выступать, и добилась успеха. Хуанита выходила на арену до 1936 года, пока не началась гражданская война в Испании. После войны Хуанита эмигрировала в Мексику, так как Франсиско Франко вновь закрыл двери перед торерами.


Хуанита Крус

На протяжении почти всего XX века основной ареной схваток женщин с быками была Латинская Америка. Женщины-тореро приезжали туда из Германии, Соединённых Штатов, Венгрии и даже Китая. Каждая страна рождала своих звёзд, но суперзвездой всей Латинской Америки стала, без сомнения, Кончита Синтрон, уроженка Перу. Современница Хуаниты Крус, Кончита бросила вызов Франко и всей Испании, когда во время своего выступления в Хаэне в 1949 году сошла с лошади и сражалась с быком пешей.


Кончита Синтрон, Золотая Богиня, приветствует публику

Биться с быком пешком или на коне – в этом было основное отличие женщин-тореро XX века. Рехонео, конный бой, является старейшей формой корриды, и он, в отличие от пешей корриды, которую в Испании женщинам несколько раз запрещали, был более открыт для женщин. Именно поэтому рехонеадора Синтрон имела право выступать в Испании в те годы, когда матадоре Крус это было недоступно. Видимо, кое-кто из власть имущих не мог переварить идею женщины, стоящей нос к носу с быком. (Синтрон попала под арест, когда во время корриды в Хаэне нарушила запрет, сойдя с коня.) С другой стороны, неагрессивная женщина верхом на лошади по-испански именуется амазонкой и вызывает восхищение как идеальный образ женственности.

Действительно, несмотря на то, что рехонео ничуть не менее опасен, чем обычная коррида, рехонеадора имеет преимущество в росте, которого нет у матадоры, а небольшой рост часто называют недостатком женщин-тореро. Другая проблема – сила рук: держать на вытянутой руке меч под мулетой [красная ткань на палке, которой тореро дразнит быка] трудно, рука быстро устаёт и начинает дрожать. Но коррида всё же не тот спорт, где требуется мышечная масса. Гибкая матадора сумеет ускользнуть от быка ничуть не хуже, чем матадор.

Все эти аргументы Анжела Эрнандес, испанская новильера [новильеро – начинающий тореро, выступающий против молодых быков], представила верховному суду Испании во время своей трёхлетней тяжбы с ними. Результатом судебного процесса стала отмена в 1974 году запрета на выступления женщин-матадоров и создание легального прецедента, позволявшего испанским женщинам выбирать себе любую карьеру по своему вкусу. Двери открылись вновь.

Сегодня женщины-тореро пользуются теми же правами на арене, что и мужчины, но путь к карьере матадоры по-прежнему вымощен шовинизмом. Кристине Санчес как-то раз пришлось биться со всеми быками на арене в одиночку, потому что мужчины не желали сражаться на одном поле с ней. А усилия Анжелы Эрнандес получили одобрение лишь от некоторых тореадоров, остальные же отказывались выступать с ней вместе.


Кристина Санчес, известная испанская матадора

Более того, женщин на арене слишком мало для того, чтобы организовать достойный обмен опытом между опытными и начинающими женщинами-матадорами. Большинство девушек, желающих сражаться с быками, вынуждены зависеть от мужчин, готовых поделиться своими знаниями, и успеха добиваются только те, кому посчастливилось найти себе учителя-мужчину (часто среди своих родственников).

Первая ступень в карьере матадоры – практика в качестве бесерристы, которая сражается с годовалыми бычками, бесеррос. Успех на этой ступени ведёт к позиции новильеры, где противниками становятся новильос, двух- и трёхлетние быки. Следующая цель – ключевая церемония под названием альтернатива, когда полноправный матадор даёт новильере возможность сразиться с одним из его быков в назначенном на этот день сражении. Этот матадор будет считаться падрино новильеры, её крёстным. Пока что был только один случай, когда женщина-матадор дала другой девушке возможность получить статус матадоры в своей альтернативе: в 1997 году в испанском городе Касерес Кристина Санчес стала мадриной (крёстной) для Марии Пас Вега, молодой тореры, которая выступает и по сей день. Вега стала первой женщиной, принявшей альтернативу в Испании, и первой женщиной, которую посвятила в матадоры другая женщина.

Хотя коррида пользуется популярностью во Франции, Португалии и Латинской Америке, Меккой этого вида спорта остаётся Испания. Мадридская Лас-Вентас – наиболее престижная арена, и пока что ни одна женщина не принимала там альтернативу. Большинство женщин-тореро принимают альтернативу в Мехико; Кристина Санчес стала первой, кто сделал это в Европе, 25 мая 1996 года в Ниме, Франция.

В последние годы женщины-тореадоры стали более сплочённы. В 2003 году на арену в Мехико вышли одновременно три женщины: мексиканские новиллеры Хильда Тенорио и Марбелла Ромеро и их испанская коллега Ракель Санчес. В 1991 году альтернативу французской рохеадоры Марии Сара почтила своим присутствием Кончита Синтрон. В 2005 году Мария Пас Вега выступала в качестве матадоры на почётной арене Лас-Вентас, подтверждая свой статус, данный ей Кристиной Санчес в 1997 году.

Хотя коррида остаётся по большей части мужским занятием, женщин-тореадоров становится всё больше, и они приобретают популярность. Вышедший в 2002 году на экраны и имевший международный успех фильм «Hable con ella» ("Поговори с ней") знаменитого Педро Альмодовара рассказывает историю красивой и сильной женщины-матадора, которую бык поднял на рога во время особенно смелого хода, известного под названием larga cambiada a porta gayola, когда матадор, раскинув руки, становится на одно колено перед воротами, откуда выпускают быка, прямо перед тем, как их открывают. Прототипом героини могла бы стать любая из отважных женщин, выступающих в наши дни на аренах.

Женщины-тореадоры побороли законы, запрещавшие им выступать, стеснявшую их одежду и мужчин, отказывавшихся делить с ними поле. И ныне они продолжают выходить на арену, завораживая зрителей и побеждая быков с искусством и элегантностью.

Источник - сайт Women Of Action, "Fearless Women of the Ring"; перевод, комментарии и примечания - мои.

extra: интервью с бывшей рехонеадорой, россиянкой Лидией Артамоновой.

Комментарии

( 13 искр — Зажечь искорку )
amor_
20 апр, 2008 23:15 (UTC)
У меня в своё время, когда я училась в университете, была подруга, помешанная на корриде. Собственно мы с ней и сошлись потому, что мы среди множества испанистов выделядись особой ударенностью в испанскую культуру, такой мечтательно-романтической ударенностью и сектантским сумасшествием. У меня основной темой были танцы, а у неё коррида. Девушка была больна идеей стать тореро. Она тоже изучала вопрос возможности женского участия в таких зрелищах, занималась фехтованием и мечтала... Она, насколько я помню, в последствии защитила диплом и диссер на тему корридной лексики в испанском. Но я этого уже не застала, так как мы расстались.
Когда мы впервые попали в Испанию после первого курса, мы с ней естественно пошли на корриду.:) Ну, собственно и всё. Просто навеяло воспоминания. Когда-то и меня всё это очаровывало, как всё исконно испанское. А от героя романа "Кровь и песок" я конкретно свунилась.:)
arashi_opera
20 апр, 2008 23:17 (UTC)
И как тебе коррида? Я бы лично на неё не пошла, слишком кровавое всё же зрелище, но, как истую поборницу образа сильных женщин, история женщин-тореро меня привлекает, как и история других женщин-воинов.
amor_
20 апр, 2008 23:32 (UTC)
Ну, мне вполне хватило одного раза, чтобы просто составить впечатление. Выглядит это очень красиво. Красивые животные, костюмы, движения. Это захватывает. Но финал там, как известно печальный. Причём шесть быков, на каждого получасовая программа. И я просто решила, что я не хочу в себе это культивировать, больше не ходила. В общем у меня неоднозначное отношение к этому явлению. Быков жалко, но и традиция эта - это целый свой мир. В общем есть свои "за" и "против". И если раньше я больше была "за", то сейчас всё сложно.
arashi_opera
20 апр, 2008 23:39 (UTC)
Ну, знаешь, быков на скотобойнях жалко не меньше. Что же теперь, мясо не есть?
amor_
20 апр, 2008 23:53 (UTC)
Вот то-то и оно! Причём ещё неизвестно, что хуже. Поэтому я и отношусь к этому двояко. Да, зрелище жестокое - это факт, но это традиция с глубокими корнями, плюс это искусство, как ни крути. Поэтому подписываться за отмену корриды у меня рука не поднимается.
amor_
21 апр, 2008 00:19 (UTC)
ЗЫ: Кстати, одну деталь хочу отметить. У тебя там написано, что Мериме назвал своего героя Эскамильо. Так вот это не Мериме. Это Бизе.:) У Мериме такого персонажа вовсе не было, а был всего лишь пикадор Лукас, довольно незначительная фигура в повествовании, хоть и ставшая последней каплей для Хосе.
arashi_opera
21 апр, 2008 00:21 (UTC)
У меня была такая мысль. :) Ну, значит, Бизе. Всё равно забавно.

P. S. Читала тут интервью с одним известным матадором, так его один раз во Франции пригласили в оперу "Кармен", чтобы он им изобразил корриду в то время, как Эскамильо будет петь свои куплеты (постановка была на открытом воздухе в античных развалинах города Нима). :)

Edited at 2008-04-21 00:26 (UTC)
amor_
21 апр, 2008 05:40 (UTC)
Угу, у тореро вообще есть так называемые салонные выступления, поскольку у них очень хороша сама по себе пластика, которую ни с чем не перепутаешь. Кстати движения корриды вообще повлияли на испанский танец. Во фламенко, например, даже в чисто женском танце есть движения, связанные с корридой.
В Москве, кстати, есть периодически семинары нашего русского тореро Карпухина, он там показывает салонную технику и танцы. Всё хочу попасть, да каждый раз об этом объявы буквально за неделю, когда для меня лично уже поздняк.
lon_esperanso
21 апр, 2008 08:41 (UTC)
Коррида, это зрелище дикое, хотя безусловно завораживающее. Но я бы не хотела смотреть это вживую. Мне всех жалко, и тореро, которого могут поддеть на рога, и быка, которого закалывают.
snoos_moomrik
22 апр, 2008 15:40 (UTC)
Я не знала о женщинах-матадорах. Спасиб!
vpm589
28 янв, 2010 18:35 (UTC)
Женщины-тореадоры побороли законы, запрещавшие им выступать

***Это круто,т.к.побороть европейские законы намного сложнее,чем безмозглого быка***
Цуньтук Паролин
18 окт, 2010 17:38 (UTC)
Хмм..Про Хуаниту Крус даже впервые слышу.Теперь буду знать.Очень интересный пост.А в настоящее время интересно много женщин-тореадорш,кроме Артамоновой??
mr_wandergood
24 окт, 2015 03:50 (UTC)
Интересно, а у тореадоров есть мозги? Было бы интересно поговорить с таким индивидом в качестве исследования. Ведь у таких людей рефлексы и инстинкты должны быть настолько развиты, что для развития мозгов просто не должно оставаться времени. Да и не нужны мозги в этой профессии, а известно, что орган, который не используется по назначению довольно быстро отмирает.
( 13 искр — Зажечь искорку )

Календарь

Февраль 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   
Разработано LiveJournal.com