Эта опера Монтеверди, одна из трёх, дошедших до наших дней, является одной из самых древних опер (премьера "Улисса" состоялась в 1640 г.), уступая по возрасту только "Орфею" того же Монтеверди, первой настоящей опере вообще. Так что это ОЧЕНЬ старая музыка, друзья мои. Считать это достоинством или недостатком - зависит от слушателя. Лично меня очень порадовало красивое и отчётливо принадлежащее XVII веку звучание. Там даже инструменты аутентичные, какие редко когда услышишь в оркестре.
Продолжительность оперы составляет около трёх часов. Данная постановка Цюрихской оперы изрядно сокращена, она длится немногим больше двух. Но всё равно это непростое испытание для слушателя, не привыкшего к ранней музыке. Крайне интересным оказалось полное отсутствие барочных стандартов, хотя вообще-то 1640 - это раннее барокко. Тем не менее - никаких арий da capo, никаких безумных колоратур и партий для кастратов, никакой вычурности и преобладания музыки над смыслом. Полагаю, эти формы просто ещё не сложились. В общем, в этой опере никто не поёт четыре строчки семь минут. Напротив, там ОЧЕНЬ много букв. Не имей я под рукой либретто с переводом, я бы продиралась сквозь повествование с большим трудом. Нет, общий смысл угадать нетрудно, сюжет довольно точно следует классической "Одиссее", но всё же я предпочитаю понимать, что поют. Тем более, когда дело доходит до громоздких философствований вроде аллегории Человеческой Слабости перед лицом Времени, Судьбы и Любви, которая открывает оперу.
Опера необычна и нехарактерна ещё и тем, что представляет собой скорее мифологически-эпическое повествование (каковым и является "Одиссея", пусть даже всего часть), облечённое в музыкальную форму, нежели представление, show, к которым мы, как и зрители XVII века, больше привыкли. Здесь у нас обилие текста и персонажей, философские аллегории, присутствие на сцене богов и богинь... Наверное, "Кольцо Нибелунга" будет похоже, но с творчеством Вагнера я знакома плохо.
Персонажей в "Улиссе", как и положено эпосу, просто ДО ЧЕРТА. Одиссей и Пенелопа с Телемахом, кормилица Эвриклея, пастух Эвмей, служанка Пенелопы Меланто и её жених Эвримах, трое женихов Пенелопы со своим слугой, плюс однократно появляющиеся феаки, плюс кучка олимпийцев и аллегорических фигур вроде Времени или Человеческой Слабости. Наверное, потребовался весь состав оперного театра, чтобы воплотить эту толпу на сцене, даже с учётом того, что некоторые персонажи могут исполняться одним и тем же человеком. Краткое изложение сюжета, на случай, если вы плохо помните эпос Гомера: после Троянской войны Одиссей возвращается домой в Итаку, где без него прошло уже двадцать лет. Его супруга Пенелопа ждёт его и хранит ему неколебимую верность, несмотря на то, что её осаждают настойчивые женихи, что весьма огорчает её служанку Меланто, которая из-за траура госпожи не может выйти замуж за своего возлюбленного Эвримаха. Одиссея тем временем выбрасывает на пустынный берег Итаки, где его встречает богиня Афина в облике пастуха. Она рассказывает ему, что происходит у него дома, и для маскировки превращает его в нищего старика. Пенелопу домогаются женихи, и, наконец, она говорит, что тот, кто сумеет натянуть могучий лук Одиссея, станет её мужем. У женихов ничего не получается, тогда лук берёт пришедший туда Одиссей, натягивает его, расстреливает женихов и предстаёт перед супругой в своём истинном обличье. Хэппи-энд.
Постановка Цюрихской оперы, которую я смотрела, несколько осовременена, но ничего катастрофического. Ну, современные костюмы. Ну, женихи с марионетками и их игрушечный лук в противопоставление настоящему оружию Одиссея. Вот, в общем-то, и всё. Кривиться меня ничто не заставило, тем более с таким отличным актёрским составом. Часть этого состава позже будет занята в постановке "Милосердия Тита", про которую я писала ранее - в частности, Веселина Кацарова, здесь исполняющая роль Пенелопы, тенор Йонас Кауфманн (Телемах) и сопрано Малин Хартелиус (Меланто, служанка Пенелопы). Карьерный рост очевиден в случае Кауфманна, который от второстепенной роли сына Пенелопы Телемаха перейдёт аж к римскому императору Титу Веспасиану. ;)
Но вернёмся к "Улиссу". Безусловно, центральные фигуры сюжета - это Пенелопа и Одиссей, хотя, как я уже говорила, это эпос, и никого из персонажей нельзя назвать менее важным, чем другие. Однако певцы, исполняющие две главные роли, безусловно, обращают на себя внимание сразу и до конца. Моя любимая певица Веселина Кацарова в принципе не может петь и играть плохо или даже средне. Здесь она прекрасна в роли печальной и стойкой царицы Итаки. Партия Пенелопы, имхо, написана для контральто, там такие низы, что ой. Тем не менее, Веселина Кацарова превосходно с ними справляется, с её-то почти трёхоктавным диапазоном. И за что ещё я её люблю - звучание её голоса всегда соответствует тому персонажу, которого она играет. Несмотря на чуть ли не баритональные низы этой партии, голос Пенелопы не спутаешь с голосом того же Секста, или Ромео, или других героев-мужчин из репертуара Кацаровой. Пенелопа в её исполнении - супруга, матрона, царица, женственная, величественная и бесконечно печальная. Вспоминая того же Секста, я не устаю поражаться драматическому мастерству болгарско-швейцарской дивы.
Одиссей в исполнении Дитриха Хеншеля мне тоже очень понравился. Замечательный, благородный баритон, верхи и низы прекрасные, и поёт выразительно. Очаровательны также сопрано Малин Хартелиус в роли хорошенькой служанки Пенелопы Меланто и Изабель Рей - Афина. Тенор Йонас Кауфманн мне вообще нравится, у него очень мужественный тембр. И второй из теноров, Роджер Видмеер (Эвримах), звучит хорошо. Для меня это просто невиданная похвала, потому что теноров я не люблю как класс. А здесь все мне очень понравились. Да и практически весь состав превосходен, трудно выделить кого-то. Браво Цюрихской опере за то, что в ней много таких отличных певцов. Да, и дирижирует тут маэстро Арнонкур, чуть не забыла! Словом, я весьма рекомендую эту постановку, если кому-то интересно творчество Клаудио Монтеверди.
Отрывки:
Горестный монолог Пенелопы - Di misera regina
Одиссей, выброшенный на берег, встречает переодетую пастухом Афину.