Это живая запись с Глайндборнского оперного фестиваля, 2005 год. Дирижёр - Уильям Кристи, известный мастер барокко, "Оркестр века Просвещения", поют Сара Коннолли, Ангелика Кирхшлагер, Даниэль де Низ, Патрисия Бардон и др.
ZOMG, как говорят по-английски. Клянусь могилой Генделя, лучше постановки "Цезаря" я ещё не видела. Нет, мне доводилось слышать Цезарей, поющих лучше, чем Сара Коннолли, а Клеопатру Беверли Силлз не превзошла ещё ни одна певица. Но как зрелище, представление, произведение в целом - этой постановке нет равных. Это бриллиант, который достойно украсит почётное собрание лучших постановок Генделя за последние пятьдесят лет. Моя бабушка - а ей 86 лет, и она не очень-то любит оперу - сидела и смотрела вместе со мной не отрываясь. И долго хвалила потом.
Когда Юлий Цезарь в исполнении Сары Коннолли торжественно вступил - иначе не скажешь - на сцену, я потеряла дар речи. В том, что это Цезарь, усомниться невозможно. Он буквально подчиняет себе сценическое пространство, перед ним хочется почтительно склониться и отступить в сторону. Никогда ни один оперный Цезарь не вызывал у меня такого ощущения. Дэвид Дэниэлс (очень популярный в последнее время контртенор) может пойти и удавиться от зависти, потому что ему никогда в жизни не удастся даже отдалённо приблизиться к величественному образу правителя и полководца, созданному Сарой Коннолли.
Когда Корнелия (Патрисия Бардон) и Секст (Ангелика Кирхшлагер) плакали, обнявшись (дуэт "Son nata a lagrimar"), казалось кощунственным кашлять или разговаривать. А когда Секста грубо вздёрнули на ноги и потащили прочь, горе матери, которую разлучают с сыном, было буквально ощутимо. При том, что я только что видела Патрисию Бардон в комической роли Амастры из "Ксеркса" того же Генделя.
Это безупречно. Другого слова нет. Красивое, живое, яркое зрелище, превосходно поставленное, сыгранное и спетое, в котором много и драматического, и смешного. Рекомендую всем без исключения. Даже человек, в жизни не слышавший ни одной барочной оперы, на этой не заскучает, хотя она и длится 3 часа во всём своём барочном великолепии. Действие в этой постановке происходит в Индии в конце XIX века, Цезарь вместо римлянина является представителем Британской империи, а египтяне, соответственно, не египтяне, а скорее индусы. Но это нисколько не портит картину, совсем напротив. Всё сделано с большим вкусом и очень уместно смотрится.
Само издание - высший класс. Три DVD, толстый многоязычный вкладыш, субтитры на пяти языках, звук и картинка отличного качества - как будто аудио-диск слушаешь.
Всё, серьёзная рецензия OFF, я не могу более сдерживать мой бьющий через край восторг!
Боги, это нечто. Все исполнители просто блистают, я вам клянусь. Все до единого, даже самые второстепенные. Каждый из них способен steal the show даже сам по себе, а уж когда они находятся на сцене все вместе, зрителю остаётся только дрыгать ногами в судорогах восторга и отбивать себе ладони. Вы когда-нибудь видели оперного Птолемея, который бы не только превосходно пел, играл, но и был способен сделать сальто прямо на сцене? По-моему, этот парень если не акробат, то владеет каким-то восточным мордобоем - так пружинисто он двигается и так ловко крутит в руках шест.
Клеопатру тоже надо видеть. Это ходячий феномен. Я таких оперных певиц никогда не видела. Даниэль де Низ не только юная красавица с великолепной фигурой, не только хорошо поёт, но ещё и прекрасно танцует (в процессе пения!), и ярко и живо играет. Эта девица жжОт напалмом!!! Извините за жаргон, но другого слова я просто не подберу, у меня и так чуть дар речи не отнялся. Будь я Цезарем, я бы тоже запал на неё со страшной силой.
В общем, мои впечатления от этой постановки словами описываются плохо. Лучше смайликом:








Отрывки из постановки на Ютубе:
http://youtube.com/watch?v=AhLluWn3UKY - ария Клеопатры "Non disperar, chi sa"
http://youtube.com/watch?v=3It6kLJBqdQ - ария Секста "Cara speme, questo core"
http://youtube.com/watch?v=2CJXlJCJSH4 - ария Цезаря "Va tacito e nascosto"
http://youtube.com/watch?v=gHrEHfZydAM - ария Клеопатры "V'adoro pupille"