Arashi (arashi_opera) wrote,
Arashi
arashi_opera

Category:

"Танкред"/Tancredi

Наконец дослушала россиниевского "Танкреда". Боже, какая прелесть!

Итак, Джоакино Россини (1792-1868), опера в двух актах по пьесе Вольтера "Танкред". Чем эта опера особенно интересна - своими двумя концовками. Сначала Россини написал хэппи-энд. Но оригинал Вольтера кончается трагически, так что потом композитор дописал более соответствующую пьесе концовку. Во времена Россини театры больше любили хэппи-энд, а в наше время Мэрилин Хорн, первая исполнительница роли Танкреда, потребовала сделать трагический конец, так как он, по её мнению, больше отвечал духу оперы. Большинство современных постановок так и делают, а на моём диске записали оба финала, и трагический, и "хороший". А чем концовки отличаются, сейчас расскажу.

Сицилия, Сиракузы, год 1005 от Р. Х. Вернулся славный рыцарь Танкред на родину из изгнания, но случился большой misunderstanding, в результате которого рыцарь подумал, что возлюбленная ему неверна. А тут ещё и сарацины атакуют город. И решил доблестный рыцарь, что жизнь не мила, и лучше всего будет пойти убить сибя ап сарацин во имя Родины. Сказано - сделано: как водится у барочных героев (хотя это уже не барокко, а бельканто), Танкред героическим меццо-сопрано поёт что-то там про "трионфар" с обожающим хором на подпевках, разносит нафиг сарацин и доблестно самоубивается в бою. Перед кончиной Танкред успевает узнать, как всё было на самом деле, после чего еле живой, но просветлённый исполняет последнюю занудную арию и наконец-то красиво умирает на руках у своей возлюбленной, её отца и скорбящей массовки. Конец.

Другой вариант. Танкред по-прежнему решает убить сибя ап стену, но только он облачается в доспехи и собирается петь про "трионфар", как прибегают возлюбленная-сопрано и её родитель-тенор и поют исполненный чувства вины речитатив, убеждая Танкреда, что "не так всё было". Обиженный на весь мир Танкред им не верит и упрямо едет убиваться ап стену. Но в процессе раздалбывания сарацин Танкред всё-таки убеждается в невиновности своей возлюбленной и радостно возвращается с победой. Все поют: "Ах, как мы счастливы, вам прямо не понять". Конец.

Вам что больше нравится? Мне - если по сюжету, то трагедия. А если по музыке, то лучше хэппи-энд. Меццо-сопрано, пять минут исполняющее арию умирающим пианиссимо, навевает на меня сонливость, даже если это моя любимая Веселина Кацарова, которую один критик назвал "The Tancredi" - т. е. "воплощённый, неповторимый Танкред".

В качестве примера музыки - боевой дуэт меццо и тенора из 2-го действия. Я аж прыгала в кресле от восторга. Никаких сумасшедших колоратур, но очень героично и здорово, в особенности вторая часть, где трубы призывают на бой. Голоса певцов (Кацарова и Варгас) замечательно сочетаются.

Дуэт можно было бы назвать "Догадайтесь по голосу, кто здесь Великий Герой". ;)

Ecco le trombe (Argirio, Tancredi)

Текст:

Ecco le trombe:
Al campo, al campo;
Di gloria avvampo,
E di furor.
Il vivo lampo
Di questa/quella spada
Splenda terribile
Sul traditor.
Se il ciel mi/ti guida,
Fausto ti/mi arrida:
Renda invincibile
Il mio/tuo valor.


(Трубы зовут:
На битву, на битву.
Воспламеняется сердце
славою и пылом.
Сверкает меч,
грозит предателю сурово.
Да направит тебя/меня небо,
да улыбнётся тебе/мне счастье
и дарует тебе/мне
непобедимую доблесть.)

Мамма миа, чтоб я так пел.
Tags: belcanto, la bella vesselina, music is the food of love, music-that-is-not-opera, opera ramblings, tancredi, tenors, записки оперного мозгоеда
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments