Arashi (arashi_opera) wrote,
Arashi
arashi_opera

Categories:

«Майор Гром: Чумной Доктор»

60620f0102e8bd07f25d1cd6
Чумной Доктор хочет сжечь этот фильм напалмом

В качестве предисловия предупрежу, что я не читала комикс «Майор Гром» и вообще узнала о его существовании, только когда увидела в кинотеатре трейлер фильма. Так что с этой точки зрения я непредвзятый зритель, оценивающий фильм исключительно как продукт кинематографа. О первоисточнике я ничего не знаю и не хочу знать, потому что это не обязанность зрителя. Зрителю всё должно быть понятно из самого фильма. И с этим, в общем, проблем нет. Проблемы тут почти во всём остальном…

Для начала нужно отметить, что Санкт-Петербург и вообще все якобы российские реалии, показанные в фильме, имеют примерно такое же отношение к реальной жизни, как я к американскому футболу. Показанный в фильме город – какой угодно город, только не Питер. Эта полицейская форма – какая угодно форма, только не та, что у российских полицейских, и явно содрана с американских образцов – справа на груди жетон, слева чёрная пластиковая табличка с фамилией. То, что в фильме изображается как полицейский участок – это типичный АМЕРИКАНСКИЙ полицейский участок, скопированный до такой степени, что это выглядит просто нелепо, особенно если вы хотя бы издали видели настоящее российское ОВД. Правда, работающие в этом участке полицейские изображены довольно реалистично в плане своего отношения к работе, но это подаётся как нечто милое и забавное, а не достойное осуждения. Единственный полицейский в фильме, от которого есть какой-то толк – это, разумеется, майор Гром. И то только потому, что он полицейский-ковбой и плевал на законные процедуры. Можно было бы подумать, что это такая тонкая критика российской правоохранительной системы, если бы не финальный шоудаун, где силы полицейских трогательно объединяются с бандитами во имя наведения общественного порядка. А Гром вообще крышует каких-то бандюганов-качков, и это тоже подаётся как нормальная ситуация.

Если бы я хотела создать энциклопедию тропов и штампов, характерных для полицейских боевиков пополам с комиксоидными, я бы… Да не стала бы я её делать, потому что создатели «Майора Грома» сделали всё за меня! Серьёзно, этот фильм может послужить иллюстрацией для половины статей Посмотре.ли пополам с ТВ-тропами. Начинается он (минуты не проходит) буквальным исполнением тропа «Спасти собаку», и далее всё такие же штампы, штампы и ещё раз штампы, причём настолько топорно сделанные, что это раздражает уже через десять минут. Нет, в самих штампах нет ничего плохого, главное – умение с ними обращаться, но здесь исполнение настолько дубово-прямолинейное и настолько копирует западные образцы, что я просто не понимаю, как этот фильм может нравиться кому-то, кто видел в жизни хотя бы пять приличных высокобюджетных голливудских боевиков. Банально скучно смотреть на одно и то же по десятому разу, причём без всякой изюминки, которая и делает штампы смотрибельными. Вот один пример подобной некомпетентности: сыночек миллиардера сбил на машине воспитанницу детского дома и ушёл от ответственности. В чём проблема, спросите вы? Да в перегибании палки! Чтобы показать зрителю, какая мразь этот мажор, необязательно давить старушек и воспитанниц детдома. Что, если она не из детдома, а просто девочка, её не так жалко будет? Глупо же. Вместо сочувствия получается какой-то черноюморный анекдот про «задави старушку». И так там всё. Берут штамп, делают максимально тупо и прямолинейно, не зная меры. Нам хотят показать, как плохо живёт Гром, отважный борец с преступностью? У него дома (в 2012, как минимум, году, а то и позже) нет двери в туалет, нет даже чая, а в холодильнике 60-летней давности лежит одинокое гнилое яблоко. Блин, они что, специально задались целью снять карикатуру? Кстати, почему яблоко? Почему не полбутылки водки и сморщенная сосиска хотя бы? Ну и вообще, а почему Гром так плохо живёт? Какой в этом сакральный смысл? Смиритесь, нам этого не объяснят. Лично мне стало скучно уже минут через двадцать, и всё остальное время я усилием воли заставляла себя смотреть дальше.

Другая большая проблема фильма – это стопроцентная вторичность и заимствование отовсюду, откуда только можно. Если в фильме есть одна сцена или персонаж, полностью копирующая сцену или персонажа из другого фильма, я назову это аллюзией или оммажем, но когда ВЕСЬ фильм только из таких сцен и состоит – это уже плагиат, а не оммаж. Ну или в лучшем случае отсутствие воображения. «Майор Гром» начинается покадровым копированием двух сцен из «Тёмного рыцаря», сцена в казино содрана оттуда же, юный стажёр Дубин – копия Шурика из «Кавказской пленницы» (интересно, если драть из советских фильмов тоже – это проявление патриотизма или нет?), главный антагонист – копия Роршаха из Watchmen пополам с Бэтменом (о чём сказано прямо в кадре; нет, признание источника копирования не помогает), протагонист – типичный коп-без-правил из доброго десятка полицейских боевиков 80-х и 90-х годов, только ещё более картонный; монтаж-мозаика того, как Гром прикидывает возможное развитие ситуации (страшно раздражает, к слову) стащен из «Шерлока Холмса» Гая Ричи. Злодей спрашивает героя, кто он такой, и тут же появляется название фильма… Эффектный проход персонажа среди языков пламени под пафосную музыку (два раза)... Полицейский-ковбой шлёпает на стол начальству свой значок (да, тут у российских копов есть значки)… Юный неопытный стажёр приставлен к опытному циничному копу? Злой Орущий Начальник Полиции, Который В Глубине Души Хороший? Отважная журналистка, которая везде суёт нос и расследует коррупцию? Хммм, где же я это видела? Ах да, сука, везде. Такое впечатление, что режиссёр за пару недель навернул все фильмы Марвел и DC плюс пару полицейских боевиков, и выдал эту компиляцию.

Даилоги ужасны. Просто ужасны. Не знаю, кто и в каком бреду писал эти реплики, но их не спас бы даже Смоктуновский, не то что эти недоактёры (играть там не умеет вообще никто).

Ещё одна проблема (терпите, их тут много) – это образ главного героя, Майора Грома. У него нет никакой личной истории, нет прошлого, нет привычек, нет нормального жилья и вообще чего-либо человеческого. Он абсолютно нереален, в него невозможно верить. У него нет никакой обозначенной мотивации делать своё дело, он просто это делает. Ну потому что. Ему не потрудились придумать даже банальнейшую историю с покойным папой-полицейским или «женщиной в холодильнике», он просто типа с рождения такой борец за добро и справедливость. И совершенно непонятно, почему аудитория должна болеть за эту полностью нежизнеспособную картонку. В фильме есть сцена, где добрый начальник Грома в задушевной беседе спрашивает его, почему он одинок и отталкивает людей. Хороший вопрос. Только вот ответа так и не будет, придумайте сами.

По сравнению с Громом главный антагонист фильма – гораздо более проработанный и колоритный персонаж: у него есть внятная мотивация, нам рассказывают его жизненную историю, у него есть обаяние, внутренний конфликт и вообще личность, которая у Грома отсутствует. Даже флэшбэки из детства показывают. Стоит ли удивляться, что многим зрителям Чумной Доктор понравился гораздо больше? Создатели и лично Майор Гром популярно объясняют нам, что Чумной Доктор плохой, а Майор Гром – хороший, потому что Гром никого не убивает, и это самое главное, всё по заветам Достоевского. Ну-у… Видимо, пиздить людей ногами вместо допроса, вышибать двери, крышевать братков, поджигать, разносить машины мусоровозом – это всё можно, это Достоевский одобряэ, если не убий. Интересно, а если в результате такого допроса жертва скончается в больнице, или Гром пришибёт какого-нибудь пешехода в процессе погони за бандитами, это считается убийством или нет?

Ну и самая мякотка, на сладкое. Вы уж простите, без спойлеров это рассказать не получится, а рассказать надо.

Чем занимается антагонист? Карает ушедших от правосудия или вообще неприкосновенных негодяев – мажора, задавившего девочку, банкиршу, разорившую вкладчиков, олигарха, незаконно построившего токсичную свалку, и т. д. И чтобы зрители не задавались неудобным вопросом, а почему, собственно, это плохо, антагонист ВНЕЗАПНО оказывается сумасшедшим психопатом, голлм-голлм, моя прелесть. У которого на ровном месте срывает крышу, и он убивает не только очередного мерзавца, но и всю его семью, хотя раньше такого не делал. Да, тропы «Пнуть собаку» и «Моральный горизонт событий». Ну а как же иначе, ведь человек, активно борющийся с коррупцией и жаждущий справедливости, может быть только сумасшедшим! Вдобавок этот человек оказывается владельцем крупной соцсети, через которую призывает людей к массовым беспорядкам, крайне напоминающим экстремальную версию неких недавних событий в России. И называет полицейского «цепным псом режима». К тому же он ещё и красивый, умный и образованный, полная противоположность гопника в погонах Грома, декларирует свободу слова, предоставляет людям бесплатный доступ к информации и окружает себя произведениями искусства. Смотрите, люди, какая привлекательная картинка. А НА САМОМ ДЕЛЕ…! Ай-яй-яй, он психопат и убийца! А вас считает «грязью» и «маргиналами»! И все эти слишком образованные борцы с коррупцией, топящие за свободу слова и раскачивающие лодку – все они либо ненормальные, либо лгут и притворяются! Нормальный будет терпеть и возмущаться максимум у себя на кухне, грызя гнилое яблочко! А если будете верить всяким там народным борцам – наступит хаос и анархия, о-о-о, ужаснитесь!

Вот только отвратить от антагониста зрительское внимание всё равно не получается. Потому что, как я уже говорила, протагонист – пустышка, ноль на палочке, непривлекательный абсолютно. А антагонист интересный и запоминающийся, пускай его и слили в унитаз в финале. И означенные хаос с анархией в 2021 году в России начинают выглядеть всё привлекательнее и привлекательнее на фоне так называемой «стабильности».

Ещё любопытно то, что в фильме в качестве зла, с которым борется Чумной Доктор, выступают некие абстрактные «богачи», причём нарисованные абсолютно нереалистично – чтобы у зрителей, не дай Бог, не возникло даже шанса проассоциировать их с реальными фигурами. Ни один коррумпированный чиновник, депутат или военный от рук Чумного Доктора не пострадал. Хотя в фильме был продажный судья, оправдавший мажора, но с ним так ничего и не случилось. Потому что У НЕГО ЖЕ СЕМЬЯ! Как можно убивать насквозь лживого и гнусного мерзавца, если у него есть внучки! (сарказм)

Вы спросите, а есть ли в фильме что-то хорошее? Да, несомненно, есть. Техническая и визуальная часть действительно хороши, копировать научились качественно. Но это не диво. Если у продюсеров достаточно денег, то нанять хороших специалистов по CGI, операторов и монтажёров – не проблема. Все эти специалисты учились по западным образцам и работают на тот же Запад в перерыве между «Выкингом», простите, «Викингом» и «Майором Громом». И если достаточно им заплатить, нарисуют не хуже Голливуда. Хорошая картинка в фильме в 2021 году – это норма, а не нечто сверхъестественное. И даже слоумо тут не злоупотребляют, о чудо.
Саундтрек неплох, за вычетом кошмарного кавера на «Перемен» Цоя. В целом использование музыки в фильме годное, подчёркивает картинку и местами даже иронизирует – например, когда Гром бьёт морды и расхерачивает всё на свете под песенку «Я люблю людей». Если бы, опять же, не одно маленькое «но»: где же я уже слышала эту эффектную музыку из погрома казино? Ах да, Говард Шор, «The Bridge of Khazad-Dûm». Ой, а почему ликующие мажорные аккорды при явлении стажёра на подмогу такие знакомые? Да это же тема Братства Кольца! Композитор явно черпал из саундтрека к «Властелину Колец» щедрой рукой. Как назло, я аккурат позавчера обновила эту музыку в памяти. Ну, хороший образец, что сказать.

Вообще я не люблю критика Антона Долина, но на этот раз он в своей рецензии ничем не погрешил против истины.

А я подведу итог: унылая вторичная ерунда с красивой картинкой и некрасивой пропагандой. Я искренне не понимаю, чем этот фильм может так уж нравиться. Впрочем, я слышала, что в прокате он провалился, и слава Богу.
Tags: cinema
Subscribe

  • (no subject)

    Уууууууууй бляаааааааааааа.... И это, считай, в день рождения Дэвида! Аааааа!!! После премьеры "Богемной рапсодии" в 2018 году, помнится, я сказала:…

  • (no subject)

    The Old Guard - зачётное кино! Ну то есть не то чтобы там наблюдались какие-то невероятные глубины философской мысли, но для своего жанра вполне,…

  • Достать ножи / Knives Out

    "Достать ножи" Райана Джонсона - классное кино! Лихо закрученный камерный детектив в духе Агаты Кристи, с отличными актёрами и нетяжёлый для…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments