Господи, я уже не чаяла когда-нибудь дожить до того, чтобы «Турандот» поставили именно так – выкинув идиотский хэппи-энд Альфано в мусорную корзину и закончив на «Liù, bontà!.. Liù, dolcezza!.. Liù… Poesia!» . ПОТОМУЧТО, ЧЁРТ ВОЗЬМИ, ИМЕННО ТАК И НАДО ЕЁ ЗАКАНЧИВАТЬ, РАЗ УЖ НОРМАЛЬНОГО ФИНАЛА НЕТ!!! Уже за одно это я готова кинуться Бертману на шею и оросить его слезами благодарности, но спектакль прекрасен не только этим. Великолепная, очень эффектная и изобретательная работа художника-постановщика и художника по свету; отличная работа с хором, который не стоит столбами, а больше похож на массовку мюзикла и очень добавляет спектаклю колорита; замечательная троица министров, просто огонь; прекрасные певцы, особенно Елена Михайленко в партии Турандот и Юлия Щербакова в партии Лю. Михайленко – лучшая Турандот, какую я слышала за последние десять лет, лучше многих, слышанных мною в записях. Прекрасный бронебойный драматический голос. Щербакова – восхитительная звонкоголосая Люшечка, не хуже молодой Кати Риччарелли, прекрасно владеющая нюансами. Виталий Серебряков в партии Калафа тоже хорош, годный спинтовый тенор, но у него роль невыигрышная, особенно в этом спектакле, где Калаф наконец-то показан таким, каким он и является: эгоистичным глупцом, ослеплённым иллюзиями. А Турандот здесь изображена двойственно: прекрасная лунная принцесса, которая являет себя миру и в которую влюбляется Калаф – это всего лишь оболочка, под которой скрывается ужасное чудовище, не знающее любви и жалости. Это, в общем-то, именно так и есть, но здесь показано буквально: прекрасную принцессу играет танцовщица, а истинная сущность Турандот, которую поёт певица, скрыта на нижнем уровне сцены, и вот она уже выглядит реально как хтоническое чудовище. Из зала, вероятно, было не так заметно, но на крупном плане это просто зомби-апокалипсис.
В спектакле масса блестящих маленьких деталей, которые приводят меня в неистовый восторг и вызывают желание пересмотреть спектакль ещё раза три: Калаф, в первом акте находящийся в числе охранников, что избивают толпу и Тимура с Лю; детишки, наряженные в костюмы охраны, как мини-клерики в фильме «Эквилибриум»; огромная лунища над сценой, которая одновременно изображает гонг и точильный камень; светящиеся сферы в руках хора; татуировки на лицах хора; колоритная троица министров и взятки... И, конечно, истинная «улыбка» Турандот в финале. Очень эффектно и жутко, как последний гвоздь в крышку гроба.
Кажется, это будет моя любимая «Турандот» со времён спектакля Дэвида Паунтни с финалом Берио. Но постановка Бертмана понравилась мне ещё больше, и певцы в ней лучше. Вот здесь можно посмотреть трейлер спектакля.