Arashi (arashi_opera) wrote,
Arashi
arashi_opera

Categories:

Саундтрек Джона Уильямса и финал TROS

Один человек на тумблере вчера написал большое эссе о музыке Джона Уильямса в TROS и о том, почему эта музыка явственно говорит нам, что изначально фильм выглядел несколько не так, как нам показали в кино. Я перевела этот текст, но пока вступление.

Для начала, саундтрек в кинематографе чрезвычайно важен, он значительно усиливает эмоциональное наполнение сцен, подчёркивает характеры и переживания героев, при помощи музыки можно даже полностью изменить смысл сцены. Композитору обычно показывают сценарий и раскладку сцен, чтобы он знал, какую ему музыку писать. Есть исключения, конечно, но это обычная практика. Музыка Джона Уильямса в "Звёздных войнах" имеет чётко распознаваемую систему лейтмотивов: лейтмотив Вейдера, он же Имперский марш, тема Силы, тема Леи и Хана, тема Анакина и Падме и т. д. Определённые сцены также кодируются чёткими музыкальными приёмами. Это позволяет достаточно легко расшифровывать его музыку.

Далее: за два месяца до премьеры любого фильма его саундтрек точно уже готов и совмещён с видеорядом. В то время как в TROS происходили изменения вплоть до 25 ноября 2019, если верить источникам (подтверждённая информация говорит, что до середины октября). То есть саундтрек уже был, а законченной прокатной версии не было. Многие полагают (и тому масса подтверждений), что версия-то была, но в последние несколько месяцев перед премьерой DLF по какой-то причине принялись срочно переснимать и перемонтировать некоторые сцены. Так вот, далее перевод.

Я полагаю, что именно в трёх последних композициях Уильямса для TROS кроется тайна истинной концовки фильма, в том числе счастливого финала для Бена и Рей. Вот эти композиции.

Farewell, которая сопровождает следующие сцены в TROS: смерть Рей, возвращение Бена, самопожертвование Бена, эпический поцелуй, смерть Бена, уничтожение стардестроеров, возвращение Рей с победой и возвращение флота домой.

Reunion, соответствующая следующим сценам: возвращение героев на базу, вручение медали Чуи, воссоединение трио, сцена Ландо с Джанной и всеобщее празднество. Отмечу, что в фильме используется не вся композиция.

И, наконец, A New Home, которая начинается только в сцене, где Рей прилетает на ферму дяди Оуэна на Татуине.

Даже без видеоряда эти композиции рассказывают чёткую историю. Farewell начинается с меланхоличного варианта лейтмотива Силы (прим. пер.: ещё и лейтмотива Рей, т. е. композиция начинается со смерти Рей), проходящего несколькими минорными аккордами, и резко трансформируется в мрачный, скорбный пассаж, основанный на лейтмотиве Кайло Рена. Несколько крещендо и тремоло струнных используются для нагнетания напряжения. Farewell вообще напоминает мне адажио для струнных Барбера, одну из самых печальных струнных композиций, какие только существуют. Короче, начало Farewell звучит как сцена смерти.

Но затем кое-что происходит. В музыку вплетается лукавая вариация темы Силы. В исходном варианте фильма эта лукавая тема Силы звучит в сцене с улыбкой Бена.



И, честно говоря, это странное место для вариации на тему Силы. Особенно с учётом того, что Farewell тут же возвращается обратно к меланхолии. И хотя она продолжает звучать скорбно и печально, это не очень соответствует видеоряду. Мы видим, как исчезает тело Леи, но Рей, которой следовало бы сейчас горевать, не дают на это экранного времени, хотя музыка явственно готовит нас к такой сцене. Видеоряд TROS вообще показывает нам всё, кроме скорби Рей о Бене.

И вот почему: Бен не должен был умирать, поэтому сцены скорби Рей просто не были сняты.

Но странное использование Farewell на этом не кончается. Волшебные колокольчики, которые обычно обозначают что-то сверхъестественное или чудесное (например, они звучат в сцене появления призрака Оби-Вана в "Возвращении джедая"), здесь звучат на фоне горящих стардестроеров. Довольно странное и нездоровое сочетание.

Farewell завершается торжественными фанфарами в мажорной тональности. В фильме этот фрагмент звучит в сцене, когда крестокрыл Рей улетает с Экзогола, а флот возвращается домой. Однако ранее Уильямс чётко сформулировал, как должна звучать победа героев. Помните?



В использовании композиции Reunion тоже имеются странности, но они менее выражены: тема Леи звучит в сцене с Ландо, а не с Маз, которая здесь исполняет роль Леи в перепевке сцены награждения из 4-го эпизода. Звучит лейтмотив Силы, хотя на экране нет ни одного форс-юзера (у Финна своя вариация лейтмотива Силы, и хотя он чувствителен к ней, он не главный форс-юзер в фильме, главный — Рей). Во время неловкого обмена взглядами между По и Зори музыка резко обрывается.

Не может быть, чтобы Джон Уильямс не придумал специальной последовательности мелодий для сцен возвращения героев. И это очевидно в музыке: у него был чёткий план появления персонажей во время Reunion. Ещё более очевидным это становится, если переместить композицию Reunion в начало сцены уничтожения дестроеров. Тогда все лейтмотивы оказываются именно там, где должны быть. См. здесь.

Наконец, A New Home описывает метаморфозу. Она берёт вариацию лейтмотива Рей и проводит её через серию полутоновых аккордов, изображённых звенящими "волшебными колокольчиками", которые затем достигают крещендо и затихают, сменяясь знакомым нам всем лейтмотивом Силы, которым обычно сопровождается кадр с двойными солнцами. A New Home в основном используется, чтобы подчеркнуть погребение мечей Анакина и Леи в песках Татуина. Она говорит нам, что что-то изменилось, что за углом таится некое откровение.

Финальная тема Силы звучит во время странного разговора Рей с местной старушкой, после которого она берёт себе фамилию Скайуокер.

Окей, вы дочитали до этого места. И какое отношение, спросите вы, всё это имеет к рейло?

Во-первых, нужно отметить, что саундтрек фильма делается задолго до окончательного монтажа картины и не меняется, как только композитор закончил и записал музыку. Это значит, что если саундтрек не соответствует видеоряду, то композитор, скорее всего, не предназначал эту музыку для этой сцены.

Мне кажется, это до боли очевидно в сцене Эпического Поцелуя. Почему Farewell, композиция, которая начинается грустно и трагично, заканчивается мажорным крещендо? Потому что эта сцена должна была закончиться триумфом наших героев. Почему там звучат победные фанфары? Потому что так принято в сказочных поцелуях. Сравните:

Красавица и Чудовище (07:20)
Аладдин
Принцесса и лягушка (00:38)
Tangled (это особенно, сцена очень похожа)
Золушка
Анакин и Падме
Бен и Рей

Ну вы поняли.

Здесь ясно одно: Уильямс не рассчитывал, что этот фильм кончится трагедией. Просто послушайте разницу: Farewell, где умирает Бен, и Birth of the Twins & Padme's Destiny из 3-го эпизода, где умирает Падме. "Судьба Падме" не завершается надеждой, в ней нет никаких фанфар и мажорного финала. Эта композиция ясно передаёт трагедию и безысходность "Мести ситхов".

Чем ещё примечателен саундтрек Джона Уильямса — из него очевидны различия, которые D/LF сделали между театральной версией фильма и той, которую видел Уильямс. Джон Уильямс никогда бы НАМЕРЕННО не сделал диссонанса между своей музыкой и видеорядом фильма. Этот композитор на такое неспособен.

И поэтому, дорогие читатели, истинный финал TROS заключён в музыке Джона Уильямса.
Tags: cinema, music is the food of love, music-that-is-not-opera, star wars
Subscribe

  • Всех со Всемирным днём оперы!

    А чтобы вы не думали, что опера — это невесть как сложно и занудно, вот вам очаровательный дуэт авторства маэстро Россини. :))

  • (no subject)

    Решила сделать доброе дело и пойти сдать плазму с антителами от ковида — прививка-то у меня есть, — так вы представляете, запись на анализ (на эти…

  • «Аннетт»: посмотрите в лицо бездне и поймите, что это зеркало

    «Аннетт» – новый фильм крайне самобытного французского режиссёра Леоса Каракса, который снимает кино редко (раз в восемь-девять лет), но метко:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments