Arashi (arashi_opera) wrote,
Arashi
arashi_opera

Categories:

"Риголетто" Карсена, БТ, 13.12.2014



В Большой привезли "Риголетто" Роберта Карсена из Экс-ан-Прованса (2013 год), и я отправилась заценить действо. (Прованский вариант не видела, сразу говорю).

Ну... Ну... В общем, как режиссёр и как Карсен :) Карсен меня разочаровал. Для человека, знающего другие его работы, эта покажется насквозь вторичной и какой-то бедненькой, особенно если вспомнить шикарные "Сказки Гофмана" или "Мефистофеля". Я пальцем могу ткнуть, в каких его спектаклях я уже видела хождение на фоне алого бархатного занавеса, таскание по сцене голой куклы, массовку в одинаковых костюмах и масках и т. п. Про заседание в театральном амфитеатре лицом к залу я тем более молчу, это фирменный карсеновский приём. Для такой полной условностей оперы, как "Риголетто", карсеновская концепция "театра в театре" подходит как нельзя лучше, однако здесь оказалась воплощена как-то убого. Но подробнее.

Действие происходит в цирке, владельцем которого, очевидно, является герцог Мантуанский. Декорация на все 4 действия одна - цирковая арена и амфитеатр вокруг неё, что плохо подходит для последнего акта, который должен находиться в совершенно другом пространстве, не в том, где происходили предыдущие действия. Раз это цирк, то в нём, как положено, есть униформисты в ливреях, есть клоун (Риголетто), есть гимнасты, акробаты и - специально для герцога - шлюхи. То есть, пардон, танцовщицы, одной из которых оказывается графиня Чепрано. На этом месте у меня полный WTF, потому что, во-первых, какой нормальный муж отпустит свою жену в этот бордель, во-вторых - из-за чего сыр-бор? Все прочие девки - шлюхи, развлекающие герцога, почему она должна быть какая-то особенная, и почему Чепрано так возмущается?

Риголетто с Джильдой проживают прямо на территории цирка, в обшарпанном вагончике, который потом "придворные" герцога радостно угоняют вместе с сидящей внутри Джильдой. Джильда пела свою Caro nome, сидя на трапеции под куполом (за певицу было реально страшно, но спела она хорошо). Первые три действия нормально укладываются в логику мира, но вот Спарафучиле и его компания девиц, наряженных, как рокерши конца 80-х, в сеттинг никак не вписываются. Они-то что в цирке делают? И в каком садомазо-салоне добывали костюм для Маддалены? Но последней каплей для меня стало появление во время предсмертного прощания Джильды с Риголетто свисающей с потолка гимнастки, плавно изгибавшейся, вися на широкой полосе ткани (не знаю, как это называется, но все вы видели такой цирковой номер). Гимнастка, вероятно, символизировала улетающую в небеса чистую душу Джильды, и тут я сделала рукалицо. Как Карсен мог опуститься до такой банальности? Фи!

Словом, в рамках творчества Карсена спектакль мне не понравился. Но для незнакомых с его работами, может, нормально пойдёт.

Музыкальная сторона дела, напротив, весьма порадовала. Нас почтил своим присутствием Эвелино Пидо, худрук Лионской оперы, всемирно известный интерпретатор музыки Беллини, Доницетти и другого бельканто. Я, наверное, зверь тупайя, но только в исполнении Пидо я услышала, насколько похожи местами "Риголетто" и "Сицилийская вечерня".

Тенор Фабрицио Паэзано - нормальный, годный тенор, но чем-то особенным не запомнился. А вот сопрано Анн-Катрин Жилле запомнилась чудесным хрустальным голоском нежного тембра, напомнившим мне Луцию Попп. Отличная была Джильдочка. Но лучше всех был собственно Риголетто - Валерий Алексеев. В кои-то века опера имела право называться "Риголетто", а не "Герцог Мантуанский" или "Джильда". Очень, очень здорово.
Tags: театральное
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • про котика

    Котик Альберт воистину глупенький, но очень активный и любознательный. Всё, что не прибито и не находится на земле, будет сворочено (поэтому я…

  • (no subject)

    С днём рождения Профессора нас. Увы, цитаты мне вспоминаются самые мрачные... «There, as the Sun westered and the shadows of the Ered Wethrin grew…

  • «Барби»

    Наконец дошли руки до этого фильма. Основное впечатление – «В этом мотиве есть какая-то фальшь» © Хотя отдельные сцены хороши, и Марго Робби…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments