Arashi (arashi_opera) wrote,
Arashi
arashi_opera

Categories:

"Князь Игорь", Метрополитен-опера


Photo by Cory Weaver/Metropolitan Opera

Князь Игорь – Ильдар Абдразаков
Ярославна – Оксана Дыка
Владимир Игоревич – Сергей Семишкур
Галицкий – Михаил Петренко
Хан Кончак – Штефан Кочан
Кончаковна – Анита Рахвелишвили
Скула – Владимир Огновенко
Ерошка – Андрей Попов
Овлур – Михаил Векуа

Дирижёр – Джанандреа Нозеда
Режиссёр – Дмитрий Черняков

На трансляцию я шла с большим интересом (нет, не потому, что хотела посмотреть на Ильдара в поле красных маков!) – в первую очередь из-за объявленной новой музыкальной редакции. Редакция действительно уникальная, не только из-за композиции номеров, но из-за открытой музыки. Обещаю, в этом «Игоре» вы услышите много нового! ;) Некоторые исполненные фрагменты, насколько мне известно, не исполнялись и не записывались ещё никогда, другие присутствуют только в записи «Игоря» п/у В. Гергиева – например, бунт Галицкого и второй монолог Игоря. А некоторые хорошо известные вещи, напротив, отсутствуют – например, вообще нет увертюры. Но есть сцена побега из плена, все известные арии главных героев тоже остались (в отличие от новой постановки Большого, отобравшей у Кончака его роскошную первую арию). Правда, порядок исполнения номеров будет сильнейшим спойлером, поэтому об этом умолчу.

Постановка Дмитрия Чернякова, как всегда, очень кинематографична – вплоть до того, что половина песни Половецкой девушки и часть Половецких плясок проходят с закрытым занавесом, на котором транслируются кинематографические отрывки поражения Игоря на поле боя. (Ильдар Абдразаков весьма киногеничен, так что смотреть можно без опасений.) Но в целом половецкий акт, несмотря на прекрасную декорацию из алых маков, разочаровал своей унылостью и однообразностью, идущей вразрез с динамичной и яркой музыкой Бородина. Половецкие пляски, если их так можно назвать, представляли собой некое маловнятное метание белых фигур по сцене (однако с явственным оттенком классической хореографии Голейзовского), от которого к концу действия у меня чуть не закружилась голова.

К счастью, другие акты, благодаря сюжету, были гораздо динамичнее. Мне больше всего понравился грустный и заставляющий задуматься финал. Вообще постановка Чернякова из всех виденных мной «Игорей», вероятно, больше всего отвечает изначальному, не испорченному советской патриотической традицией, замыслу Бородина: она представляет «Князя Игоря» в первую очередь как трагедию личности, человека, совершившего множество ошибок и расплачивающегося за это. Здешний Игорь очень человечен и не может не вызывать сочувствия в своём горе и раскаянии – особенно этому способствует блестяще исполненный Ильдаром второй монолог, текст которого почти целиком взят из «Песни о полку Игореве»:

Князья Руси, отмстите мой позор!
Спасите край родной!
Ты, Всеволод Великий!
Ты веслами разбрызгать можешь Волгу,
Шеломом вычерпать весь Дон!
Ты русскими костьми Каялу не засеял!
Вы, Рюрик и Давид!
Как ярый тур, стрелою уязвленный, ломали копья у врагов!
Вы русской кровью Каялы не питали!
Вы, Мстислав и Роман!
Вы половцев и прежде воевали,
Боятся вас ятвяги и литва!
Вы силы русской в Каяле не топили!
Вы, Ингварь да Всеволод!
Врагу дорогу заступите, вы,
Шестокрыльцы славного гнезда!
Вы полков своих в Каяле не губили!
Князья!
Забудьте смуты и раздоры,
Дружины ваши соберите, разом ударьте на врага,
И силу поганую сломите!
На вас укора нет, Господь поможет вам.
И Русь святую вы спасёте,
Ведь вы не Игорь-князь...


Ащщщ. Пафос. Трагедь. *утирает слезу* Извините. :) Я хочу посмотреть, как американцы перевели это на английский.

Ильдар Абдразаков – практически идеальный исполнитель партии Игоря, обладающий всем, что необходимо для этой роли: голосом, внешностью, актёрской харизмой и драматическими способностями. Великолепный Игорь, убедительный как в героическом пафосе, так и в душераздирающем раскаянии, прекрасно поющий и очень эстетичный. Местами он опасно приближается к переигрыванию, но всё же не переходит эту черту, оставаясь в рамках хорошего вкуса – в отличие от исполнительницы партии Ярославны, Оксаны Дыка. Её, увы, следует назвать самым слабым звеном в составе солистов из-за актёрских данных, точнее, отсутствия оных. Вокалом она тоже не блистала, но визгливые верхушки и сомнительную кантилену можно было бы простить, если бы не три с половиной жеста и пошлые ужимки примадонны провинциального театра, превращающие весь пафос этой роли в бафос-нежданчик. Ярославна – роль глубокая, драматическая, богатая, и когда эту прекрасную партию исполняет певица, не соответствующая ей по интеллектуальному уровню, ей-Богу, становится обидно за музыку Бородина. Ужас, ужас! Пойду послушаю Милашкину или Татьяну Тугаринову.

Ещё из плохого – просто непотребная лажа от Овлура, когда он приходит к Игорю предлагать побег. Я даже не поняла, что он вообще такое спел, потому что к нотам, написанным Бородиным, это не имело никакого отношения.

Но больше ругаться, слава Богу, не на что, и я с большим удовольствием похвалю Михаила Петренко в роли Галицкого, рвавшего сцену на части с каждым своим выходом, и Владимира Огневенко с Андреем Поповым в ролях его подручных Скулы и Ерошки. Кстати, всем троим благодаря новой музыкальной редакции досталось куда больше музыки, чем обычно. Петренко слегка не хватало голоса – всё-таки он сомнительный бас, ИМХО – но в целом нормально. А Огневенко и Попов оба были совершенно великолепны в изображении хитрых подковёрных интриганов, какими у Чернякова предстают Скула и Ерошка. Приятный сюрприз после обычного прочтения этих персонажей как карикатурных клоунов.

Польский бас Штефан Кочан в роли Кончака тоже порадовал отличным вокалом, а играть там было особенно нечего, Кончак у Чернякова больше для мебели, как и Владимир Игоревич. Касаемо Владимира Игоревича – блин, взяли бы какого тенора помоложе. А то Семишкур примерно ровесник Ильдара и на его сына никак не тянет. Зритель, не знающий оперу, вряд ли бы догадался, что этот дяденька – сын Игоря. А ещё он схалтурил на последних нотах в каватине и взял их каким-то непонятным фальцетом. :-/

Но это так, мелочи. Не считая половецкого акта, спектакль мне очень понравился, хотя и соглашусь с тем, что он скорее напоминает нанизанные на нить отдельные бусины, чем целое ожерелье. Но бусины очень красивые и высококачественные! :-) Из всех известных мне постановок Чернякова эта мне пока нравится больше всех, и я её хочу себе в коллекцию. Правда, мне остались непонятны моменты с псевдохристианскими символами, типа умывания рук и белого платочка, а также выливания Игорем себе на голову воды в конце, ну да ладно.

Фото с постановки можно посмотреть здесь.
Tags: театральное
Subscribe

  • «Локи»

    Люди, если вы ещё не смотрели сериал «Локи», то бегите его смотреть немедленно! Это лучший сериал последних нескольких лет, если не самый лучший.…

  • (no subject)

    Голуби только что подтвердили свою репутацию самых глупых птиц на свете. Только что безмозглый голубь влетел ко мне в комнату! Бабочки на свет…

  • Подарок для тоскомана!

    Вау. Нет, не так: ВАУ. Офигеть. 0_0 Известный британский писатель Пирс Пол Рид взял и написал.... исторический роман по "Тоске"! Называется он,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments

  • «Локи»

    Люди, если вы ещё не смотрели сериал «Локи», то бегите его смотреть немедленно! Это лучший сериал последних нескольких лет, если не самый лучший.…

  • (no subject)

    Голуби только что подтвердили свою репутацию самых глупых птиц на свете. Только что безмозглый голубь влетел ко мне в комнату! Бабочки на свет…

  • Подарок для тоскомана!

    Вау. Нет, не так: ВАУ. Офигеть. 0_0 Известный британский писатель Пирс Пол Рид взял и написал.... исторический роман по "Тоске"! Называется он,…