Arashi (arashi_opera) wrote,
Arashi
arashi_opera

Categories:

"Кармен" Оливье Пи

Трэш, угар, трансвеститы, шоу фриков и Хосе, косплеящий Канио.
- краткое перечисление постановочных элементов.




Посмотрела я намедни запись "Кармен" из Лионской оперы в постановке Оливье Пи, спектакль недавний, 2012 года. Режиссёр был мне знаком по женевским "Сказкам Гофмана" - спектаклю интересному, внятному и красивому, хотя и не без недостатков. У Пи, работающего всегда (по крайней мере, во всех спектаклях, о которых я знаю) с одной и той же командой художников и сценографов, есть свой узнаваемый режиссёрский стиль, свои излюбленные приёмы - в общем, свой режиссёрский язык, который мне вполне понятен и близок. "Кармен" - не исключение. Снова вращающаяся сложносоставная конструкция в качестве декорации, снова псевдообнажёнка и электрические лампочки, снова гуляющая по сцене символическая фигура, противостояние эроса и танатоса и т. п. Но в "Кармен" режиссёр сделал одну большую, с моей т. з. ошибку: "Кармен" не может происходить вся в одном замкнутом пространстве. Как минимум третий акт обязан происходить в другом пространстве, а желательно и четвёртый. То же и с персонажами: если они все из одного мира, теряется конфликт. Эскамильо - из другого мира, не из того, что Кармен, и она уходит с ним в его мир. Хосе тоже из другого мира, он уходит в мир Кармен вслед за ней. А если все варятся в одном котле, становится непонятно, из-за чего сыр-бор-то? Единственный персонаж, кто там действительно совершенно alien для прочих и их пространства - Микаэла. Ну так она и остаётся чужой, ничего не меняет, только себе хуже делает. Возможно, в Лионской опере маленькая сцена, не позволившая сценографу сделать достаточно раздвижную конструкцию, как, например, в "Сказках Гофмана", но, как бы то ни было, итог один: весь спектакль происходит в одном сценическом пространстве, оно не меняется. А с "Кармен" так нельзя. Поэтому примерно до середины спектакль имеет внутреннюю целостность, последовательность и идею, а начиная с прихода Эскамильо всё это резко утрачивает и превращается в яркое сумасшедшее развлекалово на один раз, хорошо идущее под приятную компанию, пиво и чипсы. Ну, или чай с тортиком, кому что больше нравится.

Нет, я не хочу сказать, что это плохой спектакль или неинтересный. Напротив, его основное достоинство - захватывающая непредсказуемость вплоть до последнего момента. Сидишь и заинтересованно думаешь: ё-моё, а дальше что будет? Это с "Кармен"-то, которую все знают наизусть! (С финалом, правда, режиссёр не оправдал надежд, но не буду спойлерить.) Но если ты уже знаешь, что будет, смотреть повторно, наверное, будет неинтересно. Так что эта "Кармен" - всё равно что летний блокбастер: посмотреть, хрустя попкорном, приятно провести время - и можно забыть.

Поэтому рассказывать, что там и как, я не буду, иначе потом вам будет неинтересно. Изложу только общую концепцию: всё действие происходит внутри или около кабаре "Потерянный рай", звездой которого является, понятное дело, Кармен. Хосе - сотрудник близлежащего полицейского участка, так же фанатеющий от Кармен, как и все его коллеги. (Никогда ещё не видела Хосе, который бы так откровенно забивал на Микаэлу в их с ней дуэте.) Перья, блёстки, полуобнажённые танцовщицы, алый занавес, яркий свет, живой удав, чучело ягуара - всё в наличии, кабаре удалось на славу. Танцовщицы кабаре Кармен, Фраскита и Мерседес подрабатывают ещё и контрабандой кокаина, работая совместно с зачем-то рядящимися в женскую одежду бандитами Ремендадо и Данкайро. Вот такая, в общем, завязка, а дальше смотреть надо.

Пели вполне неплохо. Кармен исполняла девушка с ироническим для такой партии именем Хосе-Мария Ло Монако, и я представляю, что отыскать меццо, способную не только петь, но и обладающую хорошей фигурой, и не испугающуюся повесить себе на шею живого удава, стоило немалых трудов. Хосе был корейский юноша Юнхун Ли - годный Хосе, не могу придраться. И выглядел неплохо. Ну да там всех по визуальному признаку подбирали. Вот кто мне не понравился, так это дирижёр - Стефано Монтанари. Это надо было постараться, чтобы сделать музыку Бизе такой унылой!

В общем, рекомендую посмотреть, если хотите поразвлечься. Найти можно на "Погружении в классику". Кому нельзя смотреть ни при каких обстоятельствах - тебе, buquojed, и убеждённым апологетам классического олдскульного театра. Им этот весёлый трэш точно не понравится. :))
Tags: записки оперного мозгоеда, обзоры
Subscribe

  • Печальное про LoGH

    Посмотрела тут, с какими субами лежит на рутрекере LoGH - глаза б мои этого не видели. Эти <нецензурно> даже выбросили наши приличные субтитры…

  • (no subject)

    Узнала, что адмирал Сидни Ситоле в LoGH тоже, как и многие другие персонажи, назван в честь реального человека - Ндабанинги Ситоле, зимбабвийского…

  • (no subject)

    До меня только сейчас дошло, что мальчика Юлиана в LoGH рисовали, скорее всего, с Люка Скайуокера из 4-го эпизода! А ещё неплохой клипец нашла:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments