?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

"Трубадур", НО, 11.01.2013

Сходила вчера на абсолютно чудовищную постановку "Трубадура" в Новой Опере. Если правда, что смех продлевает жизнь, что ж, я продлила её себе на несколько лет точно. Потому что - ну не плакать же при виде настолько откровенной нелепости и бездарности на сцене?

Два слова о постановке: её нет. Вообще. Абсолютно. Есть (худо-бедно) сценография и костюмы, постановки нет. Открывается занавес, на сцене в качестве декораций - три огромные металло-стеклянные призмы и больше ничего, на фоне призм тусуются вроде-как-рыцари графа ди Луны во главе с Феррандо (фото: призмы с цепями). Рыцари одеты в очень отдалённое подобие кольчуг и нарамников, но поскольку ни одна кольчуга на свете не может иметь такой вид и не может быть сделана из такого материала, вид у рыцарей, особенно на фоне футуристических призм, какой-то космооперный. Хорошо хоть, вооружены обычными прямыми клинками, а не лазерными мечами. Правда, реквизитор был халтурщик, и у двоих ребят вместо тонких прямых мечей с простой крестовиной были в руках какие-то дикие палаши в стиле Конана-варвара, явно купленные в ближайшем сувенирном ларьке. Ещё на сцену вывели сокольничего с живым ястребом-тетеревятником (по кличке Мара, как было любезно указано в программке), чтобы ещё больше развлечь публику.

Цыгане Манрико напоминают дикую помесь кельтов с арабами, если вы в состоянии себе такое представить. Все, кроме Манрико и Азучены, в ярко-зелёном с плотной вышивкой и в кожаных колетах, на головах какие-то дреды, чалмы или пиратские платки, у 3/4 табора, включая девок, на поясе кинжал, а то и два. и под ритмичный вступительный хор к 2-му действию все эти граждане изображают боевые тренировки с означенными кинжалами. Словом, какие-то лесные асассины (фото: цыганские асассины душат ди Луну). Автор концепции, кажется, слишком много играл в фэнтезийные видеоигры. Противостояние гильдии асассинов Манрико с рыцарями ди Луны при таком раскладе выглядело особенно смешно, учитывая, что никто из присутствующих не умел обращаться с оружием. Позвали бы для сцены драки ролевиков, честное слово.

Сцена, если на ней нет толпы народа с оружием, в основном стоит пустая, певцы носят себя по ней туда-сюда, заламывая руки и периодически падая на пол в попытках изобразить драматический накал. Это в лучшем случае - когда певцы умные. В худшем они выпучивают глаза и рвут на себе плащи в лучшем стиле Марио дель Монако. Всё. Зачем понадобилось тратить деньги на сценографа и выписывать "режиссёра" из самой Италии, я не понимаю. Сделали бы концертное исполнение, было бы дешевле и гораздо менее нелепо. А тут... Когда в начале терцета Di geloso amor sprezzato Манрико на словах "Ravvisami, Manrico io son!" рванул на себе плащ и жилет жестом самурая, делающего харакири, а потом выхватил свой кинжал и зачем-то кинул его под ноги графу, я с трудом удержалась от смеха. Ещё смешнее было то, что потом Манрико так и не потрудился подобрать свой кинжал и отправился на дуэль с графом без всякого оружия. Наверное, надеялся на секретные приёмы цыганских асассинов.

Подобных нелепостей было настолько много, что я по большей части старалась просто не смотреть на сцену, чтобы своим неприличным хрюканьем не мешать сидящим вокруг людям получать (предположительно) удовольствие от музыки. Хотя, по мне, музыкальное удовольствие тоже было весьма сомнительным.

Опера "Трубадур" сложна для исполнения. Для неё требуются четыре крепких драматических голоса, и каждый из солистов мог бы с полным правом проклясть композитора - Верди там не облегчил жизни никому. Поэтому к исполнителям "Трубадура" я могу отнестись с сочувствием. Но до определённого предела... Итак, по солистам.

Тенор - грузин Георгий Ониани. Голосом его Боженька не обидел, что есть, то есть, но к голосу должно прилагаться умение им владеть и хотя бы капля серого вещества в голове. Увы, ни того, ни другого в заводе не было. Зато тенор был явным поклонником манеры пения Марио дель Монако, да и манеры держаться на сцене тоже. Но дель Монако был хотя бы симпатичный, и у него не перекашивало всё лицо на сторону, когда он пел. И что-то мне подсказывает, что при всём своём легендарном пафосе МДМ не выглядел настолько клиническим идиотом, когда выходил на сцену. А в исполнении этого господина кабалетта Манрико вызвала у меня одну реакцию: лютобешеный фэйспалм. И зачем же всё время так орать... Драматический тенор - это не означает, что надо драть глотку всякий раз, когда открываешь рот. У Верди вообще-то про разные вокальные оттенки в партитуре написано...

Сопрано Татьяна Печникова много лет была звездой Новой Оперы, но дни её славы остались в прошлом. Те остатки голоса, которыми она пыталась петь Леонору, ничего, кроме тяжкого вздоха, вызвать не могли. В голосе "барашек", ни нижних, ни средних нот не слышно, верхние с трудом выдавливаются, про колоратуры давайте забудем сразу.

Баритон Анджей Белецкий, постоянный солист НО, стал уже третьей заменой после Виталия Билого - сначала был заявлен Андрей Бреус, но в итоге не смог и он. Белецкий был единственным из присутствующих, кто хотя бы как-то реагировал на происходящее вокруг него на сцене, за что ему отдельная плюшка. Но голоса для Верди у него банально нет, хотя он очень, очень старался, изо всех сил.

У меццо Маргариты Некрасовой голос отличный, владеет она им хорошо и удостоилась самой большой и бурной овации в конце. Но происходящее на сцене её интересовало мало. Но хотя бы спела хорошо.

Дирижёр - ну, дирижёр... Убить не хотелось, но и хвалить тоже. Я, честно говоря, вообще хотела просидеть весь спектакль, сложив руки на груди, потому что ну не за что было хлопать в процессе, вообще. Но на поклонах всё-таки отдала должное мужественным усилиям Белецкого, который, будучи вызван в последнюю минуту, даже искренне старался что-то спеть и изобразить. Зато очень пожалела, что не запаслась гнилым помидором специально для тенора, этого громогласного напыщенного кретина, и для режиссёра, бездарного халтурщика. Вы послушайте, что он смеет говорить:

«В этой опере три главных составляю­щих: мир графа ди Луны, мир Леоноры и мир цыган — Манрико и Азучены. Это три интонации, три оттенка, три образа «Трубадура». Поэтому в сценическом решении центральным элементом декорации станут три башни, у каждой — три стороны, все они разные и символизируют миры главных героев. Костюмы будут соответствовать эпохе.

Когда я работаю с артистами, не важно, итальянские это певцы или иностранные, я не просто говорю им, как нужно перемещаться в пространстве, я много времени уделяю чистоте произношения и постижению сути событий, считая, что целостность сценического образа, мимика и движения персонажа идут от языка, от осмысления и присвое­ния себе не только музыкального, но и литературного текста оперы».


Какие ещё костюмы, соответствующие эпохе? Какая суть событий? Мать вашу, ГДЕ?! Это самый бездарный, нелепый и безыдейный спектакль, какой я видела за последние несколько лет ("Летучую мышь" в Большом я не видела, скажу сразу). Нет, спасибо, конечно, что спектакль был хотя бы лишён угара и содомии (трэш имелся), а певцы не ходили с вёдрами на головах и с автоматами Калашникова. С другой стороны... Я не большой поклонник радикального осовременивания оперы, но, ей-Богу, если бы режиссёр перенёс действие этого "Трубадура" хоть в другое время, хоть на другую планету, но снабдил бы всё это СМЫСЛОМ, идеей, драмой и нормальной, качественной работой с артистами, я бы оценила такой спектакль куда выше.

Комментарии

germont
12 янв, 2013 11:23 (UTC)
Большое спасибо за отзыв! Я слушал премьеру этого спектакля 16 декабря. Должен сказать, что не разделяю Вашего гиперкритичного отношения к спектаклю. Программу-минимум режиссер выполнил. Он 1) не перенес действие куда-нибудь на планету обезьян или на нефтеперегонный завод 2) не ввел в спекталь чернуху 3) не ввел в спектакль порнуху 4) своим "креатиффом" не мешал певцам петь. Визуальный ряд несколько специфический, но в общем и целом смотреть спектакль не мешает. Насчет вокала - слушал другой состав, общее было только разве в том, что за Леонору была Печникова. 16 декабря она пела лучше чем обычно поет, видимо собралась перед премьерой. Сейчас она видимо спела как обычно...
arashi_opera
12 янв, 2013 11:25 (UTC)
Я уже встречала подобное Вашему мнение - что спектакль умеренно-классический. Не разделяю. По мне, если бы режиссёр перенёс действие хоть на планету обезьян, хоть в далёкий космос, но снабдил всё это хоть каким-нибудь смыслом и нормальной, качественной работой с певцами, я бы оценила спектакль куда более положительно, чем это недоделанное непонятно что.
germont
12 янв, 2013 11:34 (UTC)
Я понимаю, что говорю сейчас спорную вещь, но откровенно говоря, мне кажется, что в "Трубадуре" - не факт, что вообще надо пытаться показывать смысл. Иначе люди поймут, что реально сюжет этой оперы - откровенный бред, написанный видимо под воздействием кактуса пейотль или чего-то в этом роде. Как минимум Леоноре и Манрико по-хорошему надо не любовь-морковь крутить, а лечиться у хорошего психиатра. Иногда лучше оградить зрителей от слишком тесного соприкосновения со смыслом оперы и показать умеренно смотрибельную вампуку. ;-) Постановка конечно могла быть и получше, но по старой советской школьной системе "троечку" на мой взгляд можно поставить...

В "Трубадуре" сюжет и смысл - самое слабое место, weak point. Что в общем случае надо делать со слабыми местами? Правильно, прятать как можно дальше от глаз общественности.

Edited at 2013-01-12 11:40 (UTC)
arashi_opera
12 янв, 2013 11:45 (UTC)
Что делает этот спектакль вампукой - незамутнённый идиотизм происходящего на сцене. Уверяю, если бы режиссёр потрудился нормально поработать с артистами, научить их держаться на сцене с достоинством и вести себя как подобает их персонажам, одел бы их в действительно исторические костюмы, сделал для спектакля красивые декорации - никто бы не заметил глупости сюжета, все прониклись бы искренним пафосом великой оперы Верди. А когда вот такая халтура, ляпсусы сюжета как раз и кажутся смешными.
germont
12 янв, 2013 12:04 (UTC)
Разносить постановку "Трубадура" в НО может только тот, кто не видел или видел слишком мало по-настоящему ужасных постановок. Например "Норму" в той же Новой опере - с фашистами, демонстрацией на авансцене обгорелого до костей трупа, ссорой в коммунальной квартире с выбрасыванием Нормой из шкафа поллионовых пиджаков, рубашек и чемодана и забрасыванием в Поллиона ботинком. Также очень "интересно" было наблюдать как именно Норма надеется что Поллион к ней вернется. В это время Норма лежит на кровати в кричаще-эротической позе и явно хочет, чтобы Поллион как можно быстрее к ней присоединился - именно там, в кровати. И т.д. и т.п.

На закуску - когда я это смотрел Нормой была Татьяна Печникова. Но это было еще не так ужасно по сравнению с Поллионом. Поллионом был Александр Скварко - вот это был настоящий криминал уровня Флоренс Фостер Дженкинс. Самое смешное, что даже несмотря на все вышеперечисленное режиссера есть за что серьезно похвалить. Потому что эта "Норма" с музыкальной точки зрения АБСОЛЮТНО буквоедская!

И знаете что самое смешное? Что если в этой постановке будет приличный состав (например, Эльвира Хохлова за Норму, Наталья Креслина за Адальджизу и любой приличный тенор в этом театре за Поллиона), я с удовольствием пойду еще раз. Потому что буквоедская "Норма" в живом исполнении на дороге не валяется. А как же постановка? Что делать, придется терпеть. Такова жизнь...

Edited at 2013-01-12 12:05 (UTC)
arashi_opera
12 янв, 2013 12:11 (UTC)
Я массу всякого видела. Просто я разделяю ужасные постановки, но с претензией (кроме названной "Нормы", могу предложить "Иудейку" из Михайловского и любые спектакли из Брегенца), и ужасные без претензий aka просто тупые - этот "Трубадур", НО-шный "Князь Игорь".

Edited at 2013-01-12 12:12 (UTC)
germont
12 янв, 2013 12:15 (UTC)
Так Вы тоже видели новооперную "Норму"? Ой, сочувствую... С вышенаписанным могу согласиться, только все же не стал бы употреблять слово "ужасная". Я бы назвал Ваши две категории - 1) ужасные с претензией и 2) умеренно дурацкие без претензий.
belta
12 янв, 2013 11:31 (UTC)
Да-да, главное достоинство спектакля, что в нем "содомии не было", мы это уже вчера оценили.
А если серьезно - почему Вы считаете, что "программа-минимум" для режиссера при постановке спектакля это не "сделать осмысленный спектакль", а перечисленные Вами пункты? Мне всегда казалось, что задача режиссера - это выстроить действие, это и есть программа-минимум...
Имхо, лучшее в этой постановке - афиша. Дотянули бы они до нее хоть в одной мелочи в самом спектакле, уже были бы молодцы.
germont
12 янв, 2013 11:36 (UTC)
Если бы мы жили в идеальном мире, Вы безусловно были бы правы. Но мы живем в реальном мире, где наблюдается засилье реЖОПеры, вот в чем дело. И в этом реальном мире ситуация такова, что если режиссер хотя бы не мешает слишком уж сильно, это уже не так плохо. Добро пожаловать в реальный мир! :)

Edited at 2013-01-12 11:38 (UTC)
belta
12 янв, 2013 11:43 (UTC)
Пока получается, что мы живем в перевернутом мире, а не в реальном. Потому что как раз вчерашний спектакль - это, извините, тотальная реЖОПера, именно с акцентом на выделенное (прошу прощения у хозяйки журнала за грубость). И если эта самая **** становится в глазах людей, небезразличных к жанру, некоторым вариантом нормы, то это свидетельство ненормальности мира.
Возможно, поведение приглашенного тенора не предписано режиссером, возможно, они вместе и не работали. Но вот, как очевидец премьеры, скажите, пожалуйста, тогдашние Манрики тоже кинжал под ноги графу швыряли? Я сейчас даже не об интонации, не о распределении действия во времени и пространстве, - это все из "идеального", режиссерского, кстати, театра. Где "режиссерский" = "осмысленный", как и положено в этом жанре.
germont
12 янв, 2013 11:52 (UTC)
> скажите, пожалуйста, тогдашние Манрики тоже кинжал под ноги графу швыряли

Понятия не имею, я за кинжалами не следил. Мне тогда от Манрики нужно было только пение.
belta
12 янв, 2013 12:04 (UTC)
Жаль, что не следили (((

Календарь

Июль 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

На странице

Разработано LiveJournal.com