Arashi (arashi_opera) wrote,
Arashi
arashi_opera

Categories:

"Дон Карлос", Мариинский театр, 30.12.2012



Филипп II – Ильдар Абдразаков
Дон Карлос – Виктор Луцюк
Елизавета – Екатерина Шиманович
Родриго ди Поза – Виктор Коротич
Великий Инквизитор – Сергей Алексашкин
Принцесса Эболи – Злата Булычева

Дирижёр Валерий Гергиев

Пара слов про постановку. Вкратце – УГ. Костюмы делают вид, что они классические, как и мизансцены типа «стой и пой». При этом декорации отсутствуют как класс, их функцию выполняет огромный квадрат из белого гипсокартона с прорезанными в нём 9 окнами. В первых двух действиях квадрат стоял вертикально, в 3 и 4 его положили на сцену под углом, а окна превратились в люки. На квадрат периодически транслируются редкостно тупые видеопроекции, не имеющие никакой другой цели, кроме как иллюстрировать то, о чём сейчас на сцене поют. Елизавета вспоминает Фонтенбло – лесочек; Карлос думает о Елизавете, а Родриго о Карлосе – картинки Елизаветы и Карлоса соответственно, и т. п. Я не возьму в толк, синьор режиссёр полагает зрителя настолько тупым, что считает необходимым каждое слово певца иллюстрировать картинкой? А субтитры зритель прочесть не может? Не говоря уже о том, что некоторые зрители, вот удивительно, знают текст либретто. Словом, раздражали эти проекции жутко; добили меня возносящиеся тушки души в сцене аутодафе и восемнадцать (!) Карлосов (в три ряда) за спиной несчастного умирающего Родриго. Родриго, понимаете, из кожи вон лезет, предсмертную арию поёт, а г-н режиссёр вместо того, чтобы сконцентрировать внимание на певце, всячески отвлекает от него это внимание своими дебильными картинками.

Я уж не говорю про то, что внешний облик и Елизаветы, и Карлоса был весьма далёк от того, как я себе представляю этих персонажей, так что я прекрасно обошлась бы без их портретов во всю сцену. А что символизировала летящая и кружащаяся нарезанная бумага (или что это было) в дуэте «Dio che nell'alma infondere»? Также, г-н режиссёр считает, что если он три раза за спектакль крупными буквами напишет «TEMPUS FUGIT AETERNITAS MANET» (Время течёт, вечность неизменна), то сойдёт за умного, а спектакль как по волшебству приобретёт драматическую глубину. Упс! Не вышло, кто бы мог подумать!

К счастью, музыкальная сторона дела была лучше сценической, особенно в 4 и 5 действиях. А начало было так себе. Пролог в Фонтенбло и сам по себе довольно зануден, а тенор к тому же противно блеял. Потом распелся до состояния «Карлос резиновый типовой», но в финальном дуэте с Елизаветой снова испортил всё дело мерзкими подвываниями, призванными, видимо, обозначать драматический накал. Поскольку выразительные таланты тенора были равны нулю, драматического накала не получилось. Даже Карлосы резиновые типовые могут изобразить хотя бы нытика. Этот… словом, бревно, оно и есть бревно, без человеческих качеств. Вообще, изобразить из себя хоть что-нибудь там могли три с половиной человека: Филипп, Родриго, Инквизитор и Эболи в 3-м акте (больше нигде). Голубки-влюблённые всю дорогу наводили тоску, и я скучающе разглядывала потолок, пока они пели.

Филипп-Абдразаков как артист заметно выделялся среди остальных. Мог намазать на хлеб и сожрать почти любого, так что опера получилась про Филиппа. Очень было интересно наблюдать, как истерящий (точнее, пытающийся это делать) тенор вытащил шпагу (держа её как зонтик, разумеется), а папа-Филипп остался совершенно невозмутим и только смерил сыночку взглядом, как наделавшего лужу щенка. Пел Абдразаков прекрасно, и мне даже показалось в этот раз, что голос у него стал как будто больше, чем раньше. Точно больше, чем был в «Аттиле» 2 года назад, например.

Что касается моего любимого персонажа в этой опере, Родриго, то тень Этторе Бастьянини нависает над каждым баритоном, поющим Верди, но над теми, кто поёт Родриго, она нависает вдвойне, так что даже и сравнивать как-то несправедливо. Короче, если забыть про всех великих Родриго, слышанных мною в жизни, то баритон Виктор Коротич меня вполне даже порадовал. Пел умеренно хорошо, без огрехов, играть тоже пытался, умер красиво, одержав достойную победу над восемнадцатью проекциями Карлосов на заднем плане. Ура, у нас был приемлемый Родриго. Прямо чудо, в наши-то времена. Правда, один раз он лажанулся в дуэте с Филиппом, где сначала вступил слишком рано, а потом с перепугу замолчал вообще. «InaspettAAAA...» - упс! - и захлопнулся до конца музыкальной фразы. Но общую картину это не испортило.

Великий Инквизитор – артист опытный и заслуженный, увешанный всяческими лаврами. Басил хорошо, бушевал, правда, скорее не как испанский инквизитор, а как какой-нибудь старообрядческий потрясающий веригами пророк, ну да неважно. Бушевать в адрес такого Филиппа, как Абдразаков, и суметь это сделать – it takes guts, people. Вообще, басы удались: и Филипп, и Инквизитор, и Монах - все были хороши.

Эболи в начале была как мороженая сельдь, пела довольно паршиво, но к 3-му действию её, видимо, растащило, и O don fatale получилось неплохим.

В целом я нисколько не жалею, что сходила – послушала умеренно приличного «Дона Карлоса» с прекрасным Абдразаковым, это вполне того стоило. Плюс увиделась в Питере со многими хорошими людьми.

С Наступающим всех! Пойду посплю. :)
Tags: verdi, театральное
Subscribe

  • Всех со Всемирным днём оперы!

    А чтобы вы не думали, что опера — это невесть как сложно и занудно, вот вам очаровательный дуэт авторства маэстро Россини. :))

  • (no subject)

    Решила сделать доброе дело и пойти сдать плазму с антителами от ковида — прививка-то у меня есть, — так вы представляете, запись на анализ (на эти…

  • «Аннетт»: посмотрите в лицо бездне и поймите, что это зеркало

    «Аннетт» – новый фильм крайне самобытного французского режиссёра Леоса Каракса, который снимает кино редко (раз в восемь-девять лет), но метко:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments

  • Всех со Всемирным днём оперы!

    А чтобы вы не думали, что опера — это невесть как сложно и занудно, вот вам очаровательный дуэт авторства маэстро Россини. :))

  • (no subject)

    Решила сделать доброе дело и пойти сдать плазму с антителами от ковида — прививка-то у меня есть, — так вы представляете, запись на анализ (на эти…

  • «Аннетт»: посмотрите в лицо бездне и поймите, что это зеркало

    «Аннетт» – новый фильм крайне самобытного французского режиссёра Леоса Каракса, который снимает кино редко (раз в восемь-девять лет), но метко:…