Первое, что бросается в глаза и приковывает внимание - великолепная постановка Робера Лепажа. После метовского "Кольца" я прониклась к этому режиссёру недоверием, но "Буря" изменила моё мнение к лучшему. Здесь режиссёр и произведение совпали идеально: вероятно, это лучшая возможная постановка данной оперы. Лепаж представляет мир иллюзий Просперо как интерьер театра Ла Скала XIX века, снова "театр в театре". Приём, мягко говоря, не новый - Роберт Карсен его обожает и часто использует - но тут работает эффективно. Плюс замечательные костюмы Ким Бэрретт, хорошее использование акробатики и спецэффектов. В общем, очень впечатляющее зрелище.
Музыкальная сторона дела не столь однозначна. Музыка Адеса... э-э-э... Это, конечно, не додекафония, мелодии там есть, но мало. Немного напоминает Бриттена, но Бриттен гораздо изобретательнее. Достоинства партитуры Адеса лежат в основном в оркестровой части, вокальная строчка у него почти лишена мелодий, не очень интересна и трудна для певцов. В первом действии все буквально орут и визжат на пределе связок, перекрикивая немаленький оркестр. Для слушателя - то ещё испытание. Второе и третье действия более мелодичные и менее нервные, слушать можно не без приятности. Что Адес - хороший композитор, я окончательно убедилась ближе к финалу, где скорбь и внутреннее опустошение Просперо почти физически ощущаются через музыку, несмотря на то, что в это время на сцене все со всеми мирятся и благословляют счастливых влюблённых Миранду и Фердинанда. А Просперо одинок и потерян, даже Ариэль оставил его, вернувшись в свои заоблачные высоты. Образ Просперо в либретто не таков, как у Шекспира. В опере он более ожесточённый и замкнувшийся на идее мести персонаж. Даже прощает он, такое впечатление, не столько из великодушия, сколько от чувства бессилия и одиночества. Ему в конце очень сочувствуешь.
Опера завершается тем, что Просперо и все остальные покидают остров, на нём остаются только Калибан и парящий в вышине Ариэль, чей заоблачный голос становится последним звуком, который мы слышим со сцены.
Ариэль впечатлил меня больше всего. Сказать, что у этой роли высокая тесситура - значит, ничего не сказать. Она не просто высокая - она ушераздирающе стратосферная.
Впрочем, весь состав был прекрасен - и Саймон Кинлисайд в роли Просперо, и меццо Изабель Леонард в роли Миранды, и красивый юный тенор Алек Шредер (Фердинанд), и замечательный Алан Оук в роли Калибана. Все отлично играли, выкладывались на 100%, выглядели в соответствии с ролью.
Короче, если пережить первое действие, оказывается, что опера очень даже ничего. ;)
Кусочек музыки:
Картинки:

Просперо

Миранда и Фердинанд
Ариэль

Ариэль, летающий над бурным морем (здесь это акробат).

А это уже певица, и она в таком положении действительно поёт.