?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

"Турандот", Оранж, 2012

Посмотрела свеженькую "Турандот" с оперного фестиваля в Оранже, в амфитеатре на открытом воздухе. Состав:

Турандот - Лизе Линдстрём
Калаф - Роберто Аланья
Лю - Мария-Луиджа Борси
Тимур - Марко Спотти

Дирижёр Мишель Пляссон

bscap004

Сначала два слова о постановке. Костюмы традиционные, в основном уныло-тёмные, за исключением Лю, Тимура и Калафа, одетых, разумеется, в светлое. В финале, после поцелуя, Калаф наступает Турандот на край её чёрного балахона, балахон слетает, и Турандот тоже оказывается облачённой в кипенно-белое платье. Эффектно, но банально.

Режиссура по большей части заключается в манипулировании людскими массами так, словно они реквизит (начало третьего акта испорчено беспорядочными метаниями), и в видеопроекциях на всю сцену (например, бамбуковый лес и озеро во время мечтаний министров; очень "изобретательно"). Тем не менее, спектакль не скучный, хотя больше благодаря певцам-актёрам.

Никогда не думала, что скажу такое, но, пожалуй, наиболее интересный персонаж в данном случае - это Калаф. Первый раз вижу Калафа, которому можно посочувствовать, и который не вызывает раздражения своими опрометчивыми поступками. Но у Аланьи они не выглядят опрометчивыми, вот чудеса! Скорее, мужик сам понимает, что вляпался по самые уши, что ничего хорошего ему, скорее всего, не светит, но вот влюбился он в Турандот - и нет никаких сил этому противостоять, хоть в петлю лезь. Впервые на моей памяти реплика Калафа в финале 1 акта "Я сам взываю к жалости!" звучит оправданно. Потому что ни Корелли, ни Доминго, я уж молчу про ходячие брёвна вроде Берти, совершенно не жалко. А этого жалко. Аланья честно играет, никогда не стоит столбом, у него всегда видно эмоцию на лице, даже если он в данный момент не поёт.

С вокальной стороной дела у него всё гораздо хуже, партия Калафа ему явно тяжела. Местами, особенно на протяжённых до, прямо по лезвию ножа ходит, вот-вот сорвётся. Да ещё зачем-то взял лишний опциональный дошник в "ti voglio tutta ardente d'amor", чуть не умер, бедняжка.

И хомячок он всё-таки...



У всех певцов есть какой-то излюбленный жест, который они неизменно делают во время пения. Аланья вот постоянно так ручки складывает. Но образу Калафа такой жест "йа тенор, и йа очень одухотворённо пою" совершенно не подходит. Впрочем, ладно, это уж я так, по мелочи цепляюсь. В целом очень симпатичный и в пределах санитарных норм поющий Калаф.

Турандот в исполнении американской драмсопрано Лизе Линдстрём - прекрасна вотваще. Линдстрём поёт самый что ни на есть хардкорный репертуар драматического сопрано - Брунгильду, Саломею, Турандот, - но голос у неё не бронебойно-мясистый, как у Биргит Нильссон или Гены Димитровой, а более лирический, тонкий и хрустальный. Похожие голоса были у Гвинет Джонс или Энн Эванс. Ещё она безупречно стройна, и ей очень идёт этот грим. Опять-таки впервые на моей памяти безумную страсть Калафа можно хоть как-то понять.



Играет она тоже превосходно. Преображение Турандот в любящую женщину, в принципе, выглядит вполне убедительно, а что мотивация хромает, это уже не вина певицы, а недостаток самой оперы, увы.

Лю в исполнении молодой итальянской сопрано Марии-Луиджи Борси мне поначалу не понравилась - широкое некрасивое вибрато в голосе, какая-то недотёпистая внешность и неудачно сидящий костюм. Но если вибрато никуда не денешь, оправдание внешнему облику я нашла в третьем действии. Когда эта Лю, простоватая, растрёпанная, в помятой мешковатой рубахе, стоит напротив высокой, стройной, как клинок, элегантной красавицы Турандот, и всё равно оказывается сильнее её - это создаёт дополнительный эффект.





Калаф, плачущий над Лю:


Стоит отдать ему должное, он не только первым бросился к упавшей Лю, решительно отпихнув всех остальных, но и оплакивал её, а потом удалился куда-то назад и стоял, уткнувшись лбом в колонну, в полном раздрае. На фоне такого искреннего горя его внезапные домогательства до Турандот даже как-то нелогично смотрелись. Но это опять-таки вина самой оперы, не певца.

На Тимура, увидев его на сцене, я долго таращилась, пытаясь вспомнить, где же я видела эти скулы и этот ястребиный нос. Сделав усилие, вспомнила, что этот бас пел злодея Орбаццано в "Танкреде" с Барчеллоной и Таковой. Ай да я, ай да моя зрительная память! :) В целом ничего, нормальный Тимур, только вот загримировали бы его получше, а то он даже в бороде выглядел моложе собственного сына.



В этом спектакле мне очень понравился финал. Лунная Турандот в ослепительно белом одеянии, с длинными чёрными волосами и бледным лицом - и абсолютно, 100% солнечный Калаф, приносящий солнечный свет в мир Ночи. Думаю, именно такого эффекта и хотел добиться Пуччини, но с такой версией "Турандот", какая есть, он получается очень редко. А здесь получилось. Ещё Турандот и Калаф в финале напомнили мне (только не бейте!) что-то из Толкина, эльфийскую принцессу и смертного человека. Наверное, дело было в причёске Турандот и её рукавах-крыльях.

Камео Криса Мерритта в роли императора Альтоума


Калаф


Non piangere, Liu


Финал




Мой вердикт:

Комментарии

( 19 искр — Зажечь искорку )
canto_et_spero
17 сент, 2012 12:42 (UTC)
хочу-хочу-хочу, а где дают?
arashi_opera
17 сент, 2012 13:03 (UTC)
На рутрекере. Но я предупреждаю, Лю поёт так себе!
canto_et_spero
17 сент, 2012 13:04 (UTC)
ах, пичалько.
ну хоть попробовать, что ли...
(Анонимно)
17 сент, 2012 15:36 (UTC)
На Погружении тоже есть
kriemhild_2
17 сент, 2012 16:55 (UTC)
Ууу, я тоже хочу! Непременно пойду сражаться с рутрекером...
illet
17 сент, 2012 19:16 (UTC)
Хомячок с эмоциями:) Няшный, наверное:) Покажешь?
arashi_opera
17 сент, 2012 19:17 (UTC)
Он хороший. Покажу, но у меня дома мама теперь. :( Только если к тебе принести.
illet
17 сент, 2012 19:24 (UTC)
Он няшный. Он везде просто няшный. Заходи в среду? Выдам варенья, и, кстати, закажу подарок - а скачай мне Бокканегрыча с Поплавской?
arashi_opera
17 сент, 2012 19:25 (UTC)
Но там же Доминго за Симона!

В среду ага.
illet
17 сент, 2012 19:27 (UTC)
Знаю:( Зато Поплавская. И заинтересовавший меня Кальеха. Заем потом Бокканегрычем в Черновым. Или даже с Хэмпсоном.
arashi_opera
17 сент, 2012 19:27 (UTC)
Ну, как пожелаешь.
illet
17 сент, 2012 19:31 (UTC)
Ну нет же в жизни совершенства, как сказал Лис. Но если у тебя есть вдругвнезапно сюрприз, я не откажусь:)
arashi_opera
17 сент, 2012 19:43 (UTC)
А вдруг ты этот сюрприз не ешь :)
illet
17 сент, 2012 19:49 (UTC)
а) Дареному конб в зубы не смотрят
б) Если это хорошо визуально, вокально и постановочно, то съем
в) у меня все странно, я вот дозрела до "Пеллеаса и Мелизанды". Но это я сама выберу.
chumanew
18 сент, 2012 11:02 (UTC)
А-а, спасибо, бегу качать!
lomerendil
19 сент, 2012 18:31 (UTC)
Спасибо! Если вы рекомендуете - это стоит посмотреть.
narloth_nolde
21 сент, 2012 14:48 (UTC)
Ой, меня как-то печалил Аланья в последнее время, я даже перестала смотреть с ним что-либо, чтобы не портить впечатления от отличных старых фильмов :) Но посмотреть можно, картинки ничего себе.
Степень вовлечённости Калафа в сцену смерти Лю зависит ещё и от режиссёра, тенор, скорее всего, будет делать, что ему будет предписано. Мне кажется, сейчас не так уж много конфликтов на этой почве между певцами и режиссёрами, это Нильссон приделывала на крылатый шлем шахтёрских фонарь, когда ей освещение не нравилось :)

И кстати о Нильссон, ты же видела олдовую "Турандот" с нею и Габриэлой Туччи? Я тебе когда-то очень давно кидала отрывок из неё.
arashi_opera
21 сент, 2012 14:50 (UTC)
Конечно, олдовую все видели.
( 19 искр — Зажечь искорку )

Календарь

Сентябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Разработано LiveJournal.com