Arashi (arashi_opera) wrote,
Arashi
arashi_opera

Categories:

Opera geeks, завидуйте

Какую охренительную книгу я читаю: Питер Конрад, "Песня любви и смерти" (A Song of Love and Death: The Meaning of Opera; 1996). Конрад, преподаватель английской литературы в Оксфорде, во-первых, офигенно пишет, у него очень красивый стиль, во-вторых, он офигенно умный и эрудированный дяденька, размышления которого об опере стоит почитать вне зависимости от того, какова ваша собственная точка зрения на те или иные аспекты. Я местами испытываю желание с ним поспорить, но в целом его толкования мне очень нравятся. За один только вступительный абзац я готова любить Конрада всей душой, ну наш человек же:

Опера загадочна. Этот громоздкий, дорогостоящий реликт прошлого, абсурдный настолько, что там считается нормальным, когда люди поют, предлагая друг другу выпить или потеряв ключ от двери, отказывается уходить. Напротив, он приобретает новых обращённых каждый год, и я говорю "обращённых", потому что он, подобно религии, изменяет жизнь тех, чьё сердце ему удалось завоевать.

Вот тут есть рецензия на эту книгу.

canto_et_spero, тебе понравится, как Конрад пишет о Моцарте, о его человечности и сострадании, выраженных в музыке.

Прощение <...> является драматическим мотивом опер Моцарта: этим успокаивающим словом Графиня в "Свадьбе Фигаро" немедленно кладёт конец недоразумениям, случившимся в тёмном саду, и дарует отпущение всех грехов. Это милосердие есть благословение музыки. Она больше не звучит с далёких и идеальных вышних сфер, как у Монтеверди; она прислушивается к несчастьям человеческих созданий, выражает их нежные желания, боится, что эти желания не смогут обрести словесное воплощение ,<...> и таким образом дарует людям понимание и прощение.

И про "Клеменцу" у него хорошо:

Словно исповедник, музыка ["Милосердия Тита"] прислушивается к смятению, замешательству и несчастью людей. Возможно, именно этим тактичным подслушиванием объясняется благочестивая сдержанность хора, радующегося благополучному спасению Тита во 2-м действии. Хор выражает благодарность создателю, но делает это практически шёпотом, будто бы опасаясь озвучить своё облегчение вслух.

И про "Кози" он прав: "Чем более легкомысленной притворяется эта опера, тем более болезненной и тревожной она является на самом деле." Я её за это и не люблю - совершенно бесчеловечный эксперимент, и единственным утешением для вовлечённых лиц является музыка Моцарта.

А музыку Массне Конрад припечатал "ипохондрической сентиментальностью". Я обожаю этого человека. :)
Tags: books, opera ramblings, записки оперного мозгоеда
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • (no subject)

    Свежие новости из России: - в России впервые в мире узаконили коррупцию; - запретили просветительскую деятельность без гослицензии, несмотря на все…

  • (no subject)

    Дорогие все, с Днём св. Валентина вас! Любите друг друга, невзирая ни на какие различия! %)))

  • Трейлер так называемого ремастера МЭ

    И это всё? Просто улучшили модели и текстуры? Ничего даже не перерисовали? Эй, народ, вы вообще разницу видите, ну, кроме отсутствия торчащих…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

Recent Posts from This Journal

  • (no subject)

    Свежие новости из России: - в России впервые в мире узаконили коррупцию; - запретили просветительскую деятельность без гослицензии, несмотря на все…

  • (no subject)

    Дорогие все, с Днём св. Валентина вас! Любите друг друга, невзирая ни на какие различия! %)))

  • Трейлер так называемого ремастера МЭ

    И это всё? Просто улучшили модели и текстуры? Ничего даже не перерисовали? Эй, народ, вы вообще разницу видите, ну, кроме отсутствия торчащих…