Вагнер в принципе обладает талантом писать на редкость душераздирающую музыку, но в "Парсифале" хочется плакать от того, насколько эта музыка прекрасна. Великолепная увертюра, лейтмотивы Грааля, Копья/Страдания и Веры, музыкальная картина, описывающая красоту природы в Страстную Пятницу... "И ты слезами освятила землю: смотри же, вот, весь луг смеётся!" Про Кундри - это вообще отдельный разговор. Наверное, самый сложный, трагический и страдающий женский персонаж у Вагнера - и единственный, обретающий в итоге покой и искупление, к которым она так стремилась. И вокальная партия очень своеобразная, не поймёшь, то ли это драмсопрано должна петь, то ли меццо. Пол-оперы басит грудью в малой октаве, а во втором акте внезапно визжит кучу чистых си. Партия Кундри настолько сложна, что иногда в разных действиях её исполняют разные певицы.
Ещё "Парсифаль", наверное, единственная из опер Вагнера, которую лучше слушать, а не смотреть в виде спектакля. Воздать ей должное визуально можно разве что анимационной экранизацией - что-нибудь в стиле старых советских мультфильмов. Да и вообще необязательно. Там в музыке столько всего, такая богатая симфоническая картина, что никакой визуальной иллюстрации не нужно.
Правда, пока я не уяснила для себя, почему Джакомо Пуччини любил именно эту оперу больше всех.