Top.Mail.Ru
? ?

Предыдущая запись | Следующая запись

Одна из основных музыкальных тем "Турандот" - т. н. тема узнавания, названная так потому, что звучит впервые при появлении на сцене Тимура и Лю, а потом - в момент узнавания Тимура его сыном Калафом. Но я (а со мной вместе композитор Лучано Берио, автор альтернативного финала "Турандот") склонна приписывать этой теме ещё одно значение - это ещё и тема Лю.

Впервые мы слышим эту тему при появлении на сцене Тимура, ведомого Лю, в гуще беснующейся толпы. При своём первом появлении эта мелодия звучит на фоне выкриков стражников: "Indietro, cani!" полным оркестром, в фа-диез-миноре:

http://www.box.com/s/stgrerzchov4fypfz0yq

Буквально десять секунд спустя мелодия возвращается, на сей раз мягким звуком струнных в соль миноре, когда в упавшем старике Калаф узнаёт своего отца: "Padre, mio padre!"

Тимур тоже узнаёт Калафа, и тема повторяется в исполнении кларнета и в ещё более меланхоличном ключе ми-бемоль минор, том же, что и предсмертная ария Лю "Tu che di gel sei cinta". Кларнет вообще является знаковым инструментом Тимура, его "голосом", и обычно сочетается с мягкими арпеджио арфы. Казалось бы, странные инструменты для музыкальной характеристики персонажа-баса, но вспомните, каким мы видим Тимура на протяжении оперы. Он пассивен, полностью зависим от Лю, добр, нежен и печален. Мягкое звучание кларнета и арфы ему вполне к лицу.

Далее Тимур поёт своё печальное ариозо "Perduta la battaglia". Вокальная строчка почти открыта, её подчёркивают только едва слышные басы и пунктир барабанов, ритм которых родственен, на мой слух, похоронному ритму всё той же "Tu che di gel sei cinta" и следующей за ней погребальной процессии.

В арии Лю "Signore, ascolta" чётко слышны глиссандо на арфе - а потом Калаф отвечает Лю теми же глиссандо, когда обращается прямо к ней в "Non piangere, Liu".

В начале третьего акта, когда на сцену приводят избитых и измученных Лю и Тимура, снова появляется тема узнавания, на сей раз в до миноре. Надменная Турандот видит явное замешательство Калафа: "Sei pallido, straniero!" - и фоном звучит тема узнавания. Иронично, что Калаф говорит: "Они меня не знают!" как раз на эту мелодию. Затем эта тема повторяется, понятное дело, кларнетом и арфой (в сочетании со струнными), когда Турандот обращается к Тимуру, и переходит в tutti, когда Лю выходит вперёд: "Имя знаю я одна!", как раз на "sola so". Снова её подхватывает весь оркестр, как и в самом начале оперы.

В музыке, написанной Пуччини, эта тема больше не повторяется. Но Лучано Берио, написавший альтернативный и куда более меланхоличный вариант концовки "Турандот", сделал её одной из ключевых мелодий для своего финала. Вот как она звучит в конце оперы по его замыслу:

http://www.box.com/s/vovved1otzytrzjvz01y

И, по-моему, это очень правильно.

Комментарии

( 16 искр — Зажечь искорку )
canto_et_spero
16 дек, 2011 19:11 (UTC)
У Берио рыдачка такая... :( Даже по этим нескольким секундам слышно.

И это действительно правильно.
arashi_opera
16 дек, 2011 19:15 (UTC)
При этом у Берио светлая рыдачка. В ней есть надежда.

А какую он какофонию развёл на словах Турандот про Калафа: "Il suo nome e' Amor!" - любо-дорого послушать :)

Edited at 2011-12-16 19:16 (UTC)
canto_et_spero
16 дек, 2011 19:19 (UTC)
У Эсперт финал Берио?)
arashi_opera
16 дек, 2011 19:20 (UTC)
Финал Берио только у Паунтни, на Зальцбургском фестивале. У Эсперт музыка обычная, но необычное режиссёрское решение. It works!
kriemhild_2
16 дек, 2011 20:22 (UTC)
А откуда повелось называть эту тему "темой узнавания"? Судить по твоему рассказу - натурально, тема Лю в первую очередь. Да и что это такое - у Турандот есть своя тема, а у Лю нет!
arashi_opera
16 дек, 2011 20:23 (UTC)
Так её называет тётенька Арнесен, автор книги The Romantic World of Puccini.
narloth_nolde
17 дек, 2011 00:20 (UTC)
Надо послушать Берио - может, полегче станет, и я прощу эту оперу за принесённые мне моральные страдания :) Посоветуй, что ли, запись какую-нибудь хорошую, ты же наверняка знаешь. Вижу фамилию Паунтни - это предпочтительный вариант?
arashi_opera
17 дек, 2011 08:10 (UTC)
Дэвид Паунтни - это режиссёр, и постановка у него хорошая. Проблема там с музыкальной частью, увы. Там Гергиев и солисты... мда. Одна Люшечка ничего. Но другого варианта с финалом Берио нет.

Edited at 2011-12-17 08:11 (UTC)
angelodifuoco
17 дек, 2011 17:18 (UTC)
Шайи ещё отдельно записал финал Берио, начиная то ли с "Tanto amore segreto", на "Tu che di gel sei cinta", с малоизвестными, большей частью неоперными фрагментами Пуччини (некоторые из которых, правда, известны по "Манон Леско").
Там за Калафа, кажется, Бота - актёр, мягко говоря, хреновый, но зато на нынешнем оперном небосклоне единственный, кто поёт - именно что поёт по-настоящему, а не орёт, не сипит и не горлит - крепкий репертуар вроде Вагнера, Штрауса и кое-чего из Верди и Пуччини.
arashi_opera
17 дек, 2011 17:36 (UTC)
Там он и поёт так себе.
angelodifuoco
17 дек, 2011 17:49 (UTC)
Я его в мае слышал живьём в "Отелло" - до середины третьего действия, когда я вынужденно покинул театр как раз перед началом сцены с послами, это была от начала и до конца демонстрация превосходного пения (неудачное начало фразы "Venere splende" в конце первого действия не в счёт). Я не думал, что когда-либо услышу что-нибудь подобное.
За Дездемону была Норма Фантини (не без недостатков, но очень достойная певица - думаю, Вам понравилась бы), за Яго - Далибор Йенис (недоделанный тенор).
Итальянский друг запиратил спектакль, но у меня пирата пока что нет... может быть, пришлёт мне его, когда обустроится в новом доме.
arashi_opera
17 дек, 2011 18:13 (UTC)
Да, Фантини хорошая. Я её живьём слышала, она приезжала как-то в Москву. Как раз с отрывками из Отелло. А Бота в Турандот мне очень не понравился. В Мастерах из Мет был лучше.
angelodifuoco
17 дек, 2011 17:15 (UTC)
Араси, извините закоренелого буквоеда за придирки, но в случае этой темы имеет место обыкновенная секвенция тональностей фа-диез-минор (где Вы там ля-мажор услышали?), соль-минор и ля-бемоль-минор, только в последнем случае Пуччини почему-то не стал писать седьмой бемоль в ключе. Этот почти попсовый приём задирания тональности используется ещё в хоре про луну - ре-мажор, ми-бемоль-мажор, ми-мажор, фа-мажор и в сцене загадок - дважды ре-минор и главная тональность оперы - ми-бемоль-минор - для третьей загадки.
У Берио я особой надежды не слышу - у него открытый конец, причём в ми-бемоль-мажоре.
arashi_opera
17 дек, 2011 17:17 (UTC)
Я на слух не могу определить, я по нотам смотрю. Поэтому не всегда могу определить тональность правильно, если у них одинаковое кол-во знаков альтерации.
angelodifuoco
17 дек, 2011 17:51 (UTC)
Бывает... хотя Пуччини редко блуждает по тональностям - это не Вагнер образца "Тристана и Изольды" и не ранний Штраус "Электры" или "Женщины без тени", где иногда даже с нотами сам чёрт ногу сломит.
colonel_moose
22 дек, 2011 17:30 (UTC)
В связи с днем рождения маэстро:

Видерассказ о том, как воспринимать мелодии Джакомо Пуччини:

http://mightyniche.com/pucciniru.html
( 16 искр — Зажечь искорку )

Календарь

Февраль 2024
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829  

Комментарии

  • arashi_opera
    19 фев 2024, 22:23
    Да норм скотинка, если б не мои два, я б взял.
  • arashi_opera
    19 фев 2024, 19:26
    Да не уверена. Он вообще-то не пугливый - чужих людей и чужих квартир не боится, пылесоса опасается умеренно, путешествия и переноску терпит спокойно, у вета зубы и уши дал осмотреть безропотно.…
  • arashi_opera
    19 фев 2024, 19:21
    Он труслив до истерики, это не сердце слабое, это паника запредельная. Тогда его куда-то возить только под успокоительным, иначе сам себя доведёт.
    Установи ему распорядок дня. Типа, кормёжка, если…
  • arashi_opera
    19 фев 2024, 17:32
    Зато красивая. Может, кому нужна такая.
  • arashi_opera
    19 фев 2024, 16:47
    Его у вета втроём удержать не могли при этой процедуре. И это не самое плохое, хуже то, что он орёт так, что сам аж синеет и задыхается - сердечко слабенькое, видимо. Тоже проверять надо, но я после…
Разработано LiveJournal.com