Arashi (arashi_opera) wrote,
Arashi
arashi_opera

Category:

Самая особенная певица


фото Дениса Захарова

Услышав о том, что моя любимая певица Веселина Казарова собирается приехать в Москву, я в первую секунду просто не поверила своим ушам. Я уже примирилась с мыслью, что её можно увидеть только в Европе, и вот пожалуйста - сольный концерт в КЗЧ, да ещё с репертуаром, в котором она заслуженно блистает долгие годы - Моцарт и Россини. В первом отделении были две арии Секста, одного из её самых лучших персонажей, и достаточно редкая вещь - злобно-мстительная ария Фарначе Venga pur, minacci e frema из ранней оперы Моцарта "Митридат, царь Понтийский". Эту арию Веселина записала на своём CD "Mozart Arias", но в концертах исполняет нечасто. На Фарначе Моцарт закончился, и ария Арзаче из "Семирамиды" открыла россиниевскую часть концерта. За Арзаче последовали два Танкреда (Di tanti palpiti и рондо Perche turbar la calma) и Изабелла из "Итальянки в Алжире" - единственная женская ария из всей программы.

Инструментальную часть концерта составили две моцартовские увертюры ("Свадьба Фигаро" и "Идоменей"), "Ночная серенада", увертюра к "Итальянке" и нечто, поименованное в программке "Увертюрой к опере "Путешествие в Реймс". Последнее меня немало озадачило, ибо я отлично знаю, что у "Реймса" нет увертюры. На поверку это оказалось неизвестного авторства пастиччо из каких-то белькантовых мелодий, на увертюру (и на Россини) мало похожее.

Моцарта РНО под управлением Томаса Зандерлинга играл настолько уныло, что я даже не хлопала. Когда доиграли "Идоменея", я, ей-Богу, вздохнула с облегчением, что ЭТО наконец закончилось. С Россини ситуация была несколько получше, но именно несколько. Короче, дирижёр - зануда и педант, оркестру сочувствую. Лучше перейти к героине нашего вечера...

Веселина Казарова - такая певица, которая обычно никого не оставляет равнодушной. Её либо обожают, либо ругают, причём, как правило, за одни и те же вещи. Что не подлежит никакому сомнению - это исключительно особенная, ни на кого не похожая певица с уникальным и тоже ни на что не похожим голосом и такой же манерой исполнения. Первое, что замечает любой, слушающий её пение - неоднородность её голоса, чётко разделяющегося на три регистра. Первое - это низкие, почти теноровые грудные ноты, служащие ей незаменимым выразительным средством при исполнении мужских ролей. Второе - глубокая, насыщенная, богатая и переливающаяся всеми красками серединка, очень красивая и мягкая по звучанию. И третье - звонкий и яркий, как чистое серебро, верхний регистр. Те, кто предпочитает голоса, идеально выровненные во всех регистрах, часто упрекают Веселину за эту неоднородность голоса. Но во времена Россини многие знаменитые певицы, исполнявшие его музыку, обладали именно такими разнородными голосами, и это считалось их достоинством. Например:

"Головные ноты мадам Пасты почти диаметрально противоположны её грудным нотам; её фальцет сверкающий, быстрый, чистый, свободный и обворожительно лёгкий. Приближаясь к нижней части этого фальцетного регистра, она умеет приглушить звук (smorzare il canto) настолько, что он становится почти неслышным. Без этой выдающейся палитры тонов, идущих из глубин её существа, без столь необычайного и могущественного природного дарования ей никогда бы не удалось достичь той неотразимой эмоциональной экспрессии, которую мы привыкли ассоциировать с нею, того чуда душевного откровения, которое всегда остаётся верным природе и, несмотря на естественные рамки идеальной Красоты, всегда бурлит той неподражаемой, пылкой энергией, той необычайной живостью, что способна взволновать целый театр. Подумать только, сколь много чистого артистизма, дисциплины и труда было вложено прежде, чем этой обворожительной певице покорились непокорные тайны плетения тех божественных чар, которые она создаёт из двух своих разных и столь непохожих друг на друга голосов."

"Этот голос нельзя было назвать бархатным, но он имел свой особенный оттенок, скорее напоминающий пряную сладость севильских апельсинов. Но более всего аудиторию сразило то, с какой напряжённостью духа она пела. Альфред де Мюссе описывал её голос как "сочетание сопрано с тенором, нижние ноты похожи на звук виолончели, верхние же на фортепиано." Голос Виардо был звучным и чистым, одновременно сладким и горьким, но это был больше, чем голос, это было пение души."

Первая цитата - воспоминания Стендаля, современника Россини, о знаменитой певице Джудитте Пасте, создательнице многих ролей в операх бельканто и прославленной исполнительнице музыки Россини. Вторая - описание голоса Полины Виардо-Гарсиа, цитата по книге Барбары Кендалл-Дэвис "Жизнь и творчество Полины Виардо-Гарсиа". И практически всё то же самое можно сказать и о Веселине Казаровой. Её разнородный голос - великолепное выразительное средство, которым она владеет в совершенстве и создаёт при помощи разного звучания своих вокальных регистров неповторимые по живости и красоте драматические образы. Её никогда не бывает скучно слушать. Love it or hate it, но равнодушным к её пению остаться очень трудно.

Когда я слушала её сегодня, я слушала не просто музыку, я внимала не просто певице. Каждая исполненная ею ария была маленькой пьесой - маленькой по продолжительности, но изумительной по глубине, искренности и силе вложенных в неё чувств. При первой же музыкальной фразе певицы я забывала обо всём и полностью погружалась в творимый ею мир, который она так щедро открывала мне и другим слушателям. Моё сердце разрывалось от сочувствия к её Сексту и Танкреду, с губ не сходила злорадная улыбка, когда я слушала мстительного Фарначе, и радостная - когда я стремилась вперёд вместе с отважной Изабеллой. Сила эмоциональной выразительности её пения такова, что подобна своего рода гипнозу - она захватывает тебя и не отпускает, пока не отзвучит последняя нота. И все вокальные особенности, свойственные Веселине, оборачиваются достоинствами, прибавляющими к воздействию её пения, а не отвлекающими от него. Это именно особенности, а не недостатки, потому что технически она владеет своим голосом безупречно, что подтвердит вам любой, кто имел счастье её слышать.

Кстати, голос у неё довольно большой. Не как у Бородиной, конечно, но вполне достаточный и для более крупного зала, чем КЗЧ.

После концерта Веселину долго не отпускали, и она, произнеся небольшую речь (к сожалению, разговорный голос у неё тихий, и с балкона я почти ничего не разобрала), спела на бис Mon cœur s'ouvre à ta voix из "Самсона и Далилы" и - специально для русской аудитории, я полагаю - "Простите вы, холмы, поля родные" из "Орлеанской девы" Чайковского.

А ещё мне удалось излить на Веселину лично миллионную долю всех тёплых чувств, переполнявших моё сердце, и получить автограф.

У неё вблизи чудесное лицо. То есть, конечно, на многочисленных видеозаписях её часто можно увидеть крупным планом, но лицо персонажа и лицо артиста - вещи совсем разные. У Веселины огромные лучистые зеленовато-карие глаза, окружённые сеточкой тоненьких морщинок, когда она улыбается. Её лицо не назовёшь классически красивым, но оно прекрасно, потому что это лицо одухотворённого, доброго и сильного духом человека. Спасибо Мирозданию за то, что я смогла сказать ей хотя бы часть из того, что мне хотелось сказать, и лично поблагодарить её за великолепный концерт.

А тут очень интересное видео, много интервью. Стоит послушать, что Веселина говорит.
Tags: la bella vesselina, театральное
Subscribe

  • «Майор Гром: Чумной Доктор»

    Чумной Доктор хочет сжечь этот фильм напалмом В качестве предисловия предупрежу, что я не читала комикс «Майор Гром» и вообще узнала о его…

  • Есть работа для любителей оперы!

    У OperaHD открылась вакансия! Если вы любите оперу, умеете про неё писать, знаете, как работают соцсети, хотите общаться с артистами и…

  • Известная, но неизвестная музыка

    Зуб даю, вы все когда-нибудь слышали эту музыку, причём много раз и в разных случаях — но понятия не имели, как она называется. Просвещения пост! 1.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments

  • «Майор Гром: Чумной Доктор»

    Чумной Доктор хочет сжечь этот фильм напалмом В качестве предисловия предупрежу, что я не читала комикс «Майор Гром» и вообще узнала о его…

  • Есть работа для любителей оперы!

    У OperaHD открылась вакансия! Если вы любите оперу, умеете про неё писать, знаете, как работают соцсети, хотите общаться с артистами и…

  • Известная, но неизвестная музыка

    Зуб даю, вы все когда-нибудь слышали эту музыку, причём много раз и в разных случаях — но понятия не имели, как она называется. Просвещения пост! 1.…