Arashi (arashi_opera) wrote,
Arashi
arashi_opera

Categories:

Не вынесла душа поэта, или про Родриго

Для меня есть три оперных персонажа, к модифицированию нравственных образов которых я отношусь с большим скепсисом, если не сказать больше. Это Родриго де Поза из "Дона Карлоса" Верди, Лю из "Турандот" Пуччини и Секст из "Милосердия Тита" Моцарта. И сегодня я хочу поговорить о первом из них - Родриго де Поза (он, конечно, Поса, от названия городка Поса-де-ла-Саль, но про генеалогию в другой раз, или ходите сюда и читайте). Я не собираюсь предлагать свою трактовку образа как единственную объективно верную, ибо такой вещи, как объективность, в опере и литературе вообще, по-моему, быть не может, но для меня Родриго такой. Этот гештальт для меня закрыт настолько окончательно, насколько возможно, и важную роль здесь сыграл последний спектакль Этторе Бастьянини, позволивший мне осознать, наверное, половину, если не больше, того, что написано ниже.

Хочу сказать, что для интерпретации образа Родриго основным источником материала для меня служит всё-таки опера, хотя и о пьесе я не забываю. Но в опере есть очень важная вещь: музыка. Которая делает половину, если не 2/3 любого оперного персонажа. Причём всё нижеизложенное - об итальянской версии "Дона Карлоса", которая от французской отличается довольно сильно.

Можно долго спорить (да и спорили неоднократно), какой персонаж важнее всего в "Доне Карлосе" Верди. Я не буду утверждать, что Родриго важнее всех в сюжетном плане, но в духовном и, так сказать, нравственно образующем - безусловно. В опере и пьесе есть две ключевые точки, по выражению illet, "упавшие в воду камни", от которых расходятся круги дальнейших событий, придавая им какое-то другое, настоящее измерение: это вступление Родриго на сцену и роковой выстрел, обрывающий его жизнь. Кто даёт новый импульс к жизни Карлосу и Елизавете ("Жизнь его я блюсти клятву Позе дала")? Кто открывает перед Филиппом новые горизонты и даёт ему надежду? Кто возлагает при этом свою надежду только на Бога, отказываясь поступить против совести, даже если кажется, что так будет эффективнее?

Родриго - это вердиевский Финрод. Совершенно нереальный персонаж, в жизни таких не бывает - и именно поэтому наиболее живой. Если бы не было Родриго, кто остался бы на сцене? Все остальные персонажи наполовину мертвы внутри, у всех есть какой-то роковой конфликт, подорвавший их дух, какой-то скелет в шкафу - и от которого они умрут потом, когда Родриго не станет. Пока он с ними, он, как яркий светоч, отгоняет эти роковые тени, герои живут и надеются - но всё же их судьба неотвратима, особенно в опере. Так же неотвратимо и то, что Родриго слишком хорош для этого мира, что он просто не может дожить до конца. Более того, он должен умереть, чтобы этой жертвой совершить последнее своё благо-для-всех - указать путь к свету, дать импульс. Пусть не этим, но, может быть, тем, кто придёт после них. Родриго - новозаветный персонаж, предтеча, если угодно, в противовес абсолютно ветхозаветному Инквизитору - и именно поэтому тот его так ненавидит. (Повторю, речь сейчас не о сюжетном, а о внутреннем, духовном пласте пьесы, о вторичной реальности, так сказать.) .

Что до "навязчивой идеи под названием Фландрия" (снова © illet) - то на уровне духовном это не реально существующее место, а то, что неоромантик Джакомо Пуччини позже назовёт là lontanо, некое "прекрасное далёко", город золотой под облаками, куда можно стремиться всю жизнь и так и не дойти. Недостижимая, но прекрасная мечта, которая необходима таким, как Родриго, просто для того, чтобы жить. А живёт он, при всей своей несусветной идеальности, на полную катушку. Поразительно, но Родриго вовсе не ходячая икона с нимбом, он живой, тёплый и настоящий.

А дальше я целиком передаю слово illet, потому что лучше неё всё равно не скажу.

"Собственно, что убивает Филипп? Он убивает любовь (а Родриго любят все, и он способен любить всех) и надежду, Карлос об этом практически открыто говорит в своем монологе.

Так что, действительно, потом может и Филипп рыдать, и народ бушевать, и Карлос загораться решимостью – всё, надежда убита. Дальше только доведение до конца рассказа о том, как все умерли, потому как спасение от живой смерти – только в отречении от жизни во всех смыслах (о чём, собственно, и вещает император-монах).

Это совершенно безнадёжная вещь, и Верди справедливо говорил, что опера будет страшной. И, тем не менее, здесь невозможно ярко видишь этот свет и надежду – они всё же есть, пусть не сейчас, но есть. Вспыхивают на миг, чтобы сказать - ребята, а мы есть. «Где-то там», откуда приходят Лоэнгрины. :)"

Ага. И в заключение - режьте меня на части, но я не верю в то, что такие совпадения, как последняя ария Бастьянини, "Лакримоза" из Реквиема Верди, бывшая прежде "Плачем по Родриго", и донкарлосовский Реквием Шнитке - это всего лишь совпадения. Эгрегор, он такой, ребята, он существует не просто так. И поэтому меня корёжит по трём переменным, если я вижу от режиссёра или исполнителя его намеренное искажение и принижение. Для меня это подобно жестокому надругательству над частью моей картины мира.

А наиболее ярко характеризующие Родриго фрагменты музыки - это, конечно, прекрасный "Дуэт дружбы" с Карлосом и ария Per me giunto è il dì supremo (C'est mon jour suprême) - именно она, а не следующая O Carlo, ascolta. Per me giunto вся на пиано и пианиссимо, сплошные полутона, даже трелька выписана (хотя не все баритоны могут её спеть). Она потрясающе красива и печальна, полна обречённой тоски, но тоска эта светлая - потому что светел сам Родриго. "На твоих ресницах слезу я вижу? К чему плакать? Нет, мужайся, ибо последний вздох того, кто умирает за тебя, исполнен радости."





Для меня тут музыка говорит сама за себя.
Tags: verdi
Subscribe

  • (no subject)

    Сегодня на выставке кофе и шоколада (ладно, чай тоже был, но в мизерных количествах) встретился очередной коммандер Шепард. Прямо в шепардовской…

  • Happy N7 Day

    "And know that wherever you go, we will be with you". До слёз. Да. Именно так.

  • массэффектно-спортивное

    Знаете, на что сподвигает динамичное видео по бессмертному массэффектному мультиплееру (нет, действительно бессмертному: он жив ещё)? На СТО…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments

  • (no subject)

    Сегодня на выставке кофе и шоколада (ладно, чай тоже был, но в мизерных количествах) встретился очередной коммандер Шепард. Прямо в шепардовской…

  • Happy N7 Day

    "And know that wherever you go, we will be with you". До слёз. Да. Именно так.

  • массэффектно-спортивное

    Знаете, на что сподвигает динамичное видео по бессмертному массэффектному мультиплееру (нет, действительно бессмертному: он жив ещё)? На СТО…