Arashi (arashi_opera) wrote,
Arashi
arashi_opera

Categories:

Die Meistersinger von Nürnberg, Глайндборнский фестиваль-2011

Посмотрела трансляцию свеженьких "Мейстерзингеров" с Глайндборнского фестиваля вот с таким составом:

Hans Sachs: Gerald Finley
Walther von Stolzing: Marco Jentzsch
David: Topi Lehtipuu
Sixtus Beckmesser: Johannes Martin Kränzle
Eva: Anna Gabler
Magdalene: Michaela Selinger
Veit Pogner: Alastair Miles



Постановка, как и следовало ожидать, Дэвида МакВикара, хорошо известного на Глайндборне и отметившегося там прежде всего знаменитым "Юлием Цезарем", где действие было перенесено в колониальные времена. Действие этой красивой постановки тоже переместилось во времени, куда-то в первую треть XIX века. Костюмы Вики Мортимер - ампирные платья, соломенные чепцы, сюртуки, цилиндры, очки а-ля Шуберт, сапоги а-ля Каварадосси - красивые и элегантные, работы художника-постановщика и художника по свету тоже заслуживают всяческой похвалы. Основной деталью декорации была высокая изящная белая арка, служившая то потолком церкви в 1 акте,то обрамлявшая народные гуляния в 3-м. Мне - и, как выяснилось из некоторых рецензий на спектакль, не мне одной - она напомнила лёгкие воздушные арки эльфийского города Ривенделла в фильме "Властелин Колец".

В спектакле МакВикара немало симпатичных мелких деталей, вроде перманентно испачканных то ли ваксой, то ли чернилами пальцев Сакса, бюстиков Вагнера и Моцарта у него в кабинете или постоянно присутствующих на сцене настоящих еды и питья (кофе, выпечка, пиво), которые все радостно ели и пили. Для массовых гуляний во второй сцене третьего акта МакВикар пригласил жонглёров и эквилибристов, ради пущего развлечения публики, наверное. В целом получилась более чем традиционная постановка, которая могла бы стать совсем поверхностно-иллюстративной, если бы не одно "но": ненавязчивые психологические нюансы, отлично сыгранные певцами, сделали эту историю довольно трагической, насколько может быть трагической такая опера, как "Мейстерзингеры". Здесь всех ЖАЛКО!! :( И даже радостный финал не позволяет об этом забыть.

Начнём с самого главного, лучшего и интересного персонажа - Ганса Сакса. У дебютировавшего в этой роли Джеральда Финли получился молодой Сакс, которому не больше 45 (самому Финли 51, но выглядит он моложе), и который овдовел не так давно, чтобы воспоминания о жене и детях уже не причиняли ему боли. Причиняют, и ещё как. У него в кабинете на мольберте стоит портрет жены и детей, прикрытый платком, тоже, видимо, принадлежавшим его жене. В начале 3 акта Сакс открывает портрет и с глубокой тоской смотрит на него, потом снова закрывает платком. И вообще он довольно депрессивный и придавленный жизнью. Даже чувство юмора почти отсутствует, прорезаясь только один раз - когда Сакс отвешивает оплеуху Давиду во время "посвящения" того в официальные помощники. По сравнению с такими жизнерадостными Саксами, как МакИнтайр или Тоцци, Финли просто из трагедии вышел.

Чувства его к Еве тут однозначны как никогда, в конце концов, он ещё молодой и симпатичный мужик. И внутренняя борьба между чувствами, здравомыслием и мудростью тут особенно заметна. Его предложение Еве в 3 акте звучит без обычной в этой сцене шутливости, а абсолютно серьёзно. Ева, впрочем, тоже ой-ой как разрывается между ним и Вальтером, пожалуй, ярче, чем где бы то ни было. В монологе O Sachs, mein Freund она протягивает к нему руки и отчаянно хочет его коснуться, но не позволяет себе этого сделать, потому что знает, что тогда уже не сможет отступить назад. А с каким искажённым от рыданий лицом она надевает на него венок в финале - это просто душераздирающе. Наверное, двумя третями своего существа Ева желала бы этим венком не просто отдать дань мудрости Сакса, а объявить его своим мужем. Возможно, очень скоро Ева пожалеет, что предпочла смазливое личико и аристократический титул Вальтера духовной красоте Сакса, но это был её выбор.

Пел Финли очень хорошо, весьма порадовал. Пожалуй, ради него в основном и стоит смотреть этот спектакль, хотя есть здесь и второй очень интересный персонаж + отличный исполнитель - и это Сикстус Бекмессер в исполнении Йоханнеса-Мартина Кренцле.

Знаете, это первый раз в моей жизни, когда я питаю к Бекмессеру симпатию, и в конце мне его жалко вплоть до "обнять и плакать". Ну, дурак, конечно, но искренний и тоже где-то трагичный. Он явно выделяется из среды прочих мастеров - брюнет, с ног до головы в чёрном (прямо профессор Снейп какой-то :D), одевается изысканнее, чем прочие. (Страдает некоторой самовлюблённостью, но это нормально для Бекмессера. :)) Почему он вызывает симпатию - он совершенно искренне влюблён в Еву, хотя шансов у него нет, и он в глубине души это знает. Но всё равно надеется. А в финале, когда Вальтер, весь такой пижон в сапогах и парадном мундире, гордо распевает свою песнь, Бекмессер сидит в углу и плачет, причём явно не только от жалости к себе. Ганс Сакс во время своего финального монолога пытается его утешить, но безуспешно - Бекмессер уходит со сцены в одиночестве и в последующих славословиях не участвует. И комизма в этом Бекмессере мало (не потому, что он плохой актёр, отнюдь), хотя мотыляется по кабинету Сакса в 3-м акте он забавно. Но там за него больше декорации и реквизит работают. В общем, жалко мне стало всеми покинутого и осмеянного Бекмессера. Он тоже хороший, хнык. :(

Теперь о плохом. Самое плохое в данном спектакле - это Вальтер. О боги, Вальтер... За какие достоинства это чудо в перьях вообще взяли на такую роль, как Вальтер - мне непонятно. За двухметровый рост, может быть? Короче, поёт он так, что иной четверокурсник Консерватории справился бы лучше. Просто криминально, особенно рядом с прекрасным Финли (и не менее прекрасным Кренцле). Я бы такого тоже не приняла в гильдию мейстерзингеров, ни за какие коврижки. Сказала бы: "Мальчик, иди к своему педагогу и доучивайся!"

На фоне такого Вальтера второй тенор, Давид, - просто соловей. Тоже не Карузо, конечно, но всё-таки приличнее. А внешне и игрой - очень милый кавайный мальчик.

Ева - ни рыба, ни мясо. Наверное, скорее за внешность брали, она у неё очень подходящая - стройная симпатичная блондинка. Зато Магдалена была очаровательна во всех отношениях и выглядела Еве не кормилицей, а скорее сестрой. Даже причёски у них были одинаковые.

Местные английские мастера во главе с Котнером - ад, хотя и не такой ад, как Вальтер. Майлз в роли папы Погнера тоже не впечатлил. Ещё один ад - дирижёр Юровский. Его прочтение партитуры никаких новых горизонтов мне не открыло и казалось не более чем озвучиванием вот этих вот чёрных крючочков на белой бумажке. (А внешне он со своими длинными чёрными хайрами и в чёрной рубахе похож на помесь Курентзиса с североамериканским индейцем. :D)

К постановке МакВикара, кроме её очевидной неоригинальности (возьмите любой из шести DVD "Мастеров", увидите примерно то же самое), у меня есть одна более основательная претензия: дурацкая и пошлая хореография танцев и драки в конце 2 акта. Ну что ж, нет в мире совершенства. А в целом спектакль красивый. Я уже говорила, что "Мастерам" в принципе везёт с постановками - их много, и они почти все красивые и традиционные.

Финальный монолог Сакса (справа видно Бекмессера):
Tags: wagner, обзоры
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • «Майор Гром: Чумной Доктор»

    Чумной Доктор хочет сжечь этот фильм напалмом В качестве предисловия предупрежу, что я не читала комикс «Майор Гром» и вообще узнала о его…

  • Есть работа для любителей оперы!

    У OperaHD открылась вакансия! Если вы любите оперу, умеете про неё писать, знаете, как работают соцсети, хотите общаться с артистами и…

  • Известная, но неизвестная музыка

    Зуб даю, вы все когда-нибудь слышали эту музыку, причём много раз и в разных случаях — но понятия не имели, как она называется. Просвещения пост! 1.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

Recent Posts from This Journal

  • «Майор Гром: Чумной Доктор»

    Чумной Доктор хочет сжечь этот фильм напалмом В качестве предисловия предупрежу, что я не читала комикс «Майор Гром» и вообще узнала о его…

  • Есть работа для любителей оперы!

    У OperaHD открылась вакансия! Если вы любите оперу, умеете про неё писать, знаете, как работают соцсети, хотите общаться с артистами и…

  • Известная, но неизвестная музыка

    Зуб даю, вы все когда-нибудь слышали эту музыку, причём много раз и в разных случаях — но понятия не имели, как она называется. Просвещения пост! 1.…