?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

belta, монстрище, маньячище, профессиональный театровед и фанат "Тоски", написала потрясающую статью-размышление о третьем действии этой оперы, его драматическом значении и различных режиссёрских интерпретациях. Люто, бешено рекомендую тоскоманьякам!

III акт – всегда прямой вызов режиссеру, ибо спрятаться за «самоигральную» драматургию невозможно: ни текст, ни сценическая ситуация, ни музыкальные акценты не помогут добиться верного результата. Отчасти это обусловлено психологическими особенностями «титульного» персонажа. Если во втором акте однозначно доминирует Скарпиа, а первый акт можно назвать актом Тоски (она присутствует на сцене, хотя и незримо, с начала арии Recondita armonia до финальных аккордов Te Deum), то третий отдан Каварадосси. <...> Акт, титульным персонажем которого является Марио Каварадосси, по своим музыкально-драматургическим характеристикам полностью соответствует характеру персонажа. Персонажа, по самой изначальной задумке Пуччини, пассивного, бездеятельного, ведомого, предпочитающего размышления о действии собственно действию. Его ведомая позиция заявлена в первой же его арии, Recondita armonia: Искусство своим таинством объединяет различные типы красоты, утверждает художник, исключая собственную роль даже в живописи, признавая себя лишь инструментом таинственного искусства. Во всех событиях первого и второго актов ему также отведена пассивная роль, он лишь следует обстоятельствам, исполняя чужую волю. Но третий акт ставит его – впервые – перед осознанным выбором. Ключевая ситуация и драматическое «зерно» третьего акта в этом выборе: поверить или не поверить в принесенное Тоской помилование? Или избрать третий вариант, вообще отказавшись существовать в предлагаемых ему обстоятельствах, и самому определять свою дальнейшую судьбу?

И, действительно, люди, как по-разному может звучать одна и та же музыка. Казалось бы, одни и те же ноты, исполненные на одних и тех же инструментах, - но это поразительно, до чего разную смысловую нагрузку в руках разных дирижёров они могут нести. Сравнить вступление к III акту "Тоски" у Нойхольда и Караяна - мама миа, как будто разная музыка.

А ещё я теперь хочу пересмотреть "Тоску" Бертмана, мой самый любимый и самый необычный спектакль. Прямо помираю. Хотя меня всегда ужасно от неё колбасит.

Метки:

Комментарии

( 35 искр — Зажечь искорку )
wichitalineman
2 май, 2011 07:33 (UTC)
Что-то странно... он и в первом, и, особенно, во втором акте понаделал кучу выборов.
По-моему, третий акт лирищенский. Надо же показать людям, за что тут все страдали. За каку-таку любовь!
arashi_opera
2 май, 2011 08:34 (UTC)
Поверхностно смотришь, друг!
(без темы) - wichitalineman - 2 май, 2011 10:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - belta - 3 май, 2011 04:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - wichitalineman - 3 май, 2011 07:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - belta - 3 май, 2011 07:39 (UTC) - Развернуть
gm_r
2 май, 2011 19:04 (UTC)
Строго говоря, и в первом и во втором акте Каварадосси о Тоске не думает вообще. И любовь его вторична по отношению к его "политической ориентации" ))) Т.е. ведет себя по отношению к Тоске крайне эгоистично. В отличии от Тоски которая всю себя кладет на алтарь любви, если говорить пафосно. А в третьем акте вдруг выясняется что Каварадосси сокрушается больше всего по любви , а не по всей этой республике. Как неожиданно. Вот тут я не понимаю. Кто он Кавардоссии, мученик за республику или за любовь ? (Мне кажется Каварадосси и сам не знает ) В общем, мне кажется центральным персонажем и 3-го акта тоже все равно остается Тоска, это она, а не Каварадосси, принесла себя в жертву, а кабельеро опять поплыл по течению.
gm_r
2 май, 2011 19:15 (UTC)
Да, и где дают "Тоску" Бертмана ?
arashi_opera
2 май, 2011 21:39 (UTC)
За республику, ИМХО, он не мучается вообще. Это только советские театроведы могли писать, что "Виттория!" "является смысловым центром оперы".
(без темы) - gm_r - 3 май, 2011 08:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - arashi_opera - 3 май, 2011 08:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - gm_r - 3 май, 2011 09:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - arashi_opera - 3 май, 2011 10:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - gm_r - 3 май, 2011 10:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - belta - 3 май, 2011 08:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - arashi_opera - 3 май, 2011 09:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - belta - 3 май, 2011 09:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - arashi_opera - 3 май, 2011 09:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - gm_r - 3 май, 2011 10:12 (UTC) - Развернуть
arashi_opera
3 май, 2011 20:11 (UTC)
Внезапно интересуюсь: а с какой записи началось Ваше знакомство с "Тоской"?
(без темы) - gm_r - 4 май, 2011 09:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - arashi_opera - 4 май, 2011 10:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - gm_r - 4 май, 2011 11:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - arashi_opera - 4 май, 2011 11:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - belta - 4 май, 2011 12:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - arashi_opera - 4 май, 2011 12:31 (UTC) - Развернуть
lomerendil
3 май, 2011 20:08 (UTC)
Спасибо автору! Очень интересный пост, особенно про важность и дирижерской интерпретации!
Как я понял вывод - для того, чтобы 3 акт составлял единое целое со всем произведением нужно: 1) режиссеру решить композицию визуального ряда и действия во время интродукции так, чтобы обеспечить связку, 2) соответствующая дирижерская интерпретация, 3) в “обычной” постановке трактовать образ Каварадосси как слабой, ведомой личности, верящей в возможность спасения. (Чтобы его последующий дуэт вместе с Тоской имел смысл.) В противном случае – звать Кауфманна :) .

Т.к. действительно для обеспечения гармоничной связи необходимо выполнение 1), странно что Пучинни сам не вводил никакого дополнительного действия/визуального ряда? Или эту у современного человека, привыкшего к быстрой смене событий такое восприятие, а раньше и пейзажного подхода хватало.

“Vittora! Vittoria!” Каварадосси несколько выбивается из представления о слабой личности. Ее исполнение способно поднять его до уровня Скарпии и дает возможность другого прочтения его образа.
arashi_opera
3 май, 2011 20:15 (UTC)
Насчёт Виттории - да вы посмотрите, что в этот момент вокруг делается. На верхние ноты синьора тенора все плюют с высокой колокольни. Тоска орёт: "Марио, молчи, молчи!", Скарпиа откровенно насмехается и наконец просто приказывает вывести скандалиста вон, после чего приступает к своей цели № 2 - беседе с Тоской. Героические ля-диезы Каварадосси оказываются совершенно бессмысленны и даже смешны в контексте всей драмы. (Если, конечно, их опять-таки поют не Кауфманн, не Каррерас и не Корелли. %))
belta
3 май, 2011 20:35 (UTC)
В дополнение к тому, что написала Араси - "Vittorria!" ведь тоже своего рода спонтанный ответ, во многом истеричный. Практического смысла не имеет совершенно, сугубый выплеск сиюминутных эмоций...
lomerendil
4 май, 2011 01:12 (UTC)
Безусловно этот ответ Каварадосси спонтанен, истеричен и несколько бессмысленен. НО его могло и не быть. Не во всех постановках Скарпиа насмехается. Вопли Тоски, можно трактовать как беспокойство за его судьбу. (Теоретически Скарпиа ведь мог и по второму кругу прогнать. Раз силы остались арии петь - значит плохо пытали! Другое дело что для его "цели № 2" это не нужно.)
Если абстрагироваться от конкретной постановки, то чисто формально "Vittoria!" все таки соответствует классическому романтическому прочтению образа. На мой взгляд она дана для некоторого уравновешивания образа Каварадосси с образами Скарпии и Тоски. (И предназначена она не для действующих лиц оперы, а для зрителя.) Если ее мысленно убрать, то никакие ухищрения не сделают большую часть 3 акта - актом Каварадосси и не позволят органично вписать 3 акт в общее действие. (Т.к. непонятно зачем тогда такое большое время отводить персонажу на порядки ниже двух главных.)
В целом, конечно, опера посвящена Тоске и Скарпиа, но и Каварадосси не стоит слишком задвигать (несмотря на то, что он эгоистичный Пуччиниевский тенор:)).
arashi_opera
4 май, 2011 07:08 (UTC)
Скарпиа насмехается по тексту либретто. И Тоска орёт "Марио, молчи, пожалей меня!" тоже по тексту. И "Виттория" - абсолютно глупый и бессмысленный поступок, сделанный под влиянием эмоций. Более того, если бы тенор промолчал, у него был бы шанс уйти оттуда живым. А своими криками "Заря возмездия придёт, вселив в злодеев трепет" и т. п. он автоматически признаёт себя изменником и подписывает себе смертный приговор. Что это, как не импульсивная глупость. Какой уж там героизм... Ну нету, нету там классической романтики, признайте это уже. :) Пуччини был убеждённым антиромантиком и специально делал всё, чтобы разрушить привычные штампы романтической оперы. У него внешне, может, и похоже, но если копнуть глубже - всё перевёрнуто с ног на голову.

Edited at 2011-05-04 07:10 (UTC)
belta
4 май, 2011 07:25 (UTC)
Да, Вы правы - Vittoria написана для зрителя. Притом для такого зрителя, который очень хорошо понимает, что в этом месте по всем канонам романтической мелодрамы реплика M'hai tradita! Maledetta! развернулась бы в хорошую сольную арию, а после сообщения о Маренго Vittoria стала бы великолепной кабалеттой. И бедолага Каварадосси изо всех сил пытается соответствовать этой программе - только вот ему не дают, и вместо роскошного сольного номера имеем терцет :-)
В том и дело, что вся "Тоска" - это последовательная и аккуратная игра в "романтическую оперу наоборот", в первую очередь в образах Скарпиа и Тоски. Каварадосси - единственный, кому Пуччини сохраняет некие паттерны героического поведения, но ставит его постоянно в такие ситуации, где все это выглядит донельзя нелепо.
Забавной могла бы быть постановка, где персонажи выясняли бы на эту тему отношения с автором ("Фьеррабрасом" навеяло, да...)
lomerendil
4 май, 2011 07:57 (UTC)
Да,классической романтики, действительно нет. (Нету сольной арии - нет классической романтики!:))
С точки зрения желания перевернуть в опере все наоборот по сравнению с предшествовавшим каноном - такое прочтение идеально соответствует.
Но третий акт - как принадлежащий Каварадосси тогда не очень катит.

Каварадосси обрекает на смерть все-таки любовь Тоски к нему, а не Vittora.
belta
4 май, 2011 08:23 (UTC)
почему не катит, если он так выстроен? просто то, о чем я писала статью - про "акт Каварадосси" - это анализ в другой проекции, не с точки зрения структуры романтической оперы.
"Каварадосси обрекает на смерть все-таки любовь Тоски к нему, а не Vittoria." - ага, вот именно! и все его попытки погеройствовать - мимо, они совершенно не важны и никому не интересны.
потому-то и в третьем акте он вовсе не героическая личность, задорно и сознательно кладущая жизнь на алтарь отечества. иначе это будет "Борьба за коммуну", а не "Тоска". Либреттисты ведь предлагали Пуччини патриотическую арию, а он отказался.
lomerendil
6 май, 2011 06:23 (UTC)
Вы правы. То что он в третьем акте не героическая личность это было сразу очевидно. У меня была заморочка с переходом от 2 акта к 3. Теперь все сложилось - "романтическая опера наоборот" это оно. Спасибо!
( 35 искр — Зажечь искорку )

Календарь

Сентябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Разработано LiveJournal.com