Arashi (arashi_opera) wrote,
Arashi
arashi_opera

Category:
  • Music:

Третий акт "Тоски" и с чем его едят

belta, монстрище, маньячище, профессиональный театровед и фанат "Тоски", написала потрясающую статью-размышление о третьем действии этой оперы, его драматическом значении и различных режиссёрских интерпретациях. Люто, бешено рекомендую тоскоманьякам!

III акт – всегда прямой вызов режиссеру, ибо спрятаться за «самоигральную» драматургию невозможно: ни текст, ни сценическая ситуация, ни музыкальные акценты не помогут добиться верного результата. Отчасти это обусловлено психологическими особенностями «титульного» персонажа. Если во втором акте однозначно доминирует Скарпиа, а первый акт можно назвать актом Тоски (она присутствует на сцене, хотя и незримо, с начала арии Recondita armonia до финальных аккордов Te Deum), то третий отдан Каварадосси. <...> Акт, титульным персонажем которого является Марио Каварадосси, по своим музыкально-драматургическим характеристикам полностью соответствует характеру персонажа. Персонажа, по самой изначальной задумке Пуччини, пассивного, бездеятельного, ведомого, предпочитающего размышления о действии собственно действию. Его ведомая позиция заявлена в первой же его арии, Recondita armonia: Искусство своим таинством объединяет различные типы красоты, утверждает художник, исключая собственную роль даже в живописи, признавая себя лишь инструментом таинственного искусства. Во всех событиях первого и второго актов ему также отведена пассивная роль, он лишь следует обстоятельствам, исполняя чужую волю. Но третий акт ставит его – впервые – перед осознанным выбором. Ключевая ситуация и драматическое «зерно» третьего акта в этом выборе: поверить или не поверить в принесенное Тоской помилование? Или избрать третий вариант, вообще отказавшись существовать в предлагаемых ему обстоятельствах, и самому определять свою дальнейшую судьбу?

И, действительно, люди, как по-разному может звучать одна и та же музыка. Казалось бы, одни и те же ноты, исполненные на одних и тех же инструментах, - но это поразительно, до чего разную смысловую нагрузку в руках разных дирижёров они могут нести. Сравнить вступление к III акту "Тоски" у Нойхольда и Караяна - мама миа, как будто разная музыка.

А ещё я теперь хочу пересмотреть "Тоску" Бертмана, мой самый любимый и самый необычный спектакль. Прямо помираю. Хотя меня всегда ужасно от неё колбасит.

Tags: tosca
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments