Arashi (arashi_opera) wrote,
Arashi
arashi_opera

Category:

Респиги, "La fiamma" ("Пламя")

Отторино Респиги (1879-1936) был в своё время довольно известным музыковедом, дирижёром и композитором, написал много симфонической музыки, несколько опер, но сегодня его мало кто помнит. В общем, неудивительно - рядом с таким гением, как Пуччини, меркнут все его (относительные) современники.

Либретто оперы "Пламя", премьера которой состоялась в 1934 году, написано по норвежской пьесе "Колдунья Анна Педерсдоттир", только действие перенесено в Византию VII века. Есть баритон Базилио (Василий, то есть), экзарх (правитель) Равенны. Баритон обожает свою молодую жену, сопрано Сильвану. У баритона есть ещё сын, молодой тенор Донелло, и мать, злобная мецца Евдоксия. Сопрана, естественно, изменяет мужу с тенором (неважно, что он её пасынок), доводит мужа до инфаркта, бедный баритон умирает. Свекровь обвиняет невестку в том, что та убила мужа колдовством (а до того выясняется, что мать сопраны якобы была колдуньей и опутала баритона чарами, чтобы тот женился на её дочери... что курили авторы?!). Сопрану приводят на суд и велят поклясться на кресте, что она не ведьма, но девушка, видимо, находясь в помутнении рассудка, так и не может дать клятву, и её приговаривают, судя по всему, к сожжению на костре. (А в конце 1 действия на костре успели сжечь старую знакомую сопраны и её матери, старуху по имени Агнесса из Червиа... веселуха, в общем.) Конец.

Мистическая составляющая сюжета, честно говоря, больше напоминает бредни религиозных фанатиков, коими там являются все присутствующие, кроме Сильваны. Кто сказал, что баритон не мог влюбиться в сопрану просто так, а его сыночек не мог просто так возгореться греховной страстью к собственной мачехе? При чём тут обязательно колдовство?

Самый классный персонаж оперы - однозначно злобная свекровь Евдоксия, фанатичка, люто ненавидящая невестку (впрочем, это взаимно). Прямо Азучена какая-то, только ещё хуже, потому что уверена, что совершает благое дело. А баритона жалко. :( Единственный нормальный человек в этом дурдоме, и того до сердечного приступа довели...

По музыке сей опус весьма напоминает позднего Пуччини: местами прямо эхо "Турандот" слышно, хотя здесь действие происходит не в Китае, а в Византии. Но какие-то зело восточные музыкальные ходы и тут встречаются, а также грегорианские хоралы. Пожалуй, использованием хоралов эта опера больше всего и запоминается, и самые эффектные сцены как раз те, где этих хоралов много - финалы 1 и 3 действий. А так, конечно, Респиги в плане мелодизма далеко до лукканского маэстро. Монологи персонажей (даже ариями их назвать трудно) занудные, оркестр тоже не блещет мелодиями. Самый красивый кусочек, кроме финалов, наверное, ариозо сопрано Dolce la morte и последующий дуэт с тенором.
Tags: записки оперного мозгоеда, познавательное
Subscribe

  • (no subject)

    Как это мило, когда на оперных спектаклях попадаются наивные зрители, не знакомые прежде с той оперой, которую смотрят. :-) Сегодня на кинопоказе…

  • (no subject)

    Happy −129th birthday, Commander Shepard. :-)

  • красивоэ

    Вместо того, чтобы употреблять свой взбодрившийся и скинувший оковы депрессии мозг на работу, я употребляю его на ковыряние с решейдами, модами,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments