Пословица "Не имей сто рублей, а имей сто друзей" в моём случае верна, как никогда. Потому что только благодаря своим друзьям и просто добрым знакомым у меня есть всё то, что я имею. Книга Марины Боаньо "Этторе Бастьянини и его персонажи" - не исключение. Её привезла из Рима моя преподавательница вокала (и по совместительству добрая приятельница) и великодушно позволила её копировать, сканировать, в общем, делать всё, что понадобится для того, чтобы порадовать жаждущих информации поклонников великого итальянского баритона, каковых среди моих знакомых не так уж мало.
Для информации, правда, лучше читать предыдущую книгу того же автора, "Этторе Бастьянини: голос бронзы и бархата". То была полноценная биография, а вторая книга посвящена, как следует из названия, творческим работам певца и представляет собой фактически сборник статей про каждого из исполненных Бастьянини героев. Хотя, конечно, там есть биографическая глава "Голос и молчание", содержащая интересные фактические сведения (включая те, которых в первой книге нет, т. к. они поступили в распоряжение автора уже после публикации). Ближе к концу главы повествование начинает излагаться столь душераздирающим языком, что ваша покорная, известная своей чувствительностью, порой откладывала книгу в сторону и некоторое время
Автор честно признаётся в предисловии, что книга написана "фанатом и для фанатов", так что следует иметь это в виду. ;) Критики певца вы там не найдёте (скорее, обличение критиканов вроде музыковеда Родольфо Челлетти, который Бастика ужасно не любил), зато есть множество положительных отзывов от коллег, дирижёров, педагогов, друзей и кого только можно представить. (Кажется, тётенька Марина Боаньо в своё время пообщалась со всеми, с кем только было возможно.) А стиль изложения у автора примерно такой, каким бы я сама могла писать, будь я в возрасте Марины Боаньо. Кстати, во многом наши с ней точки зрения на ту или иную запись или персонажа совпадают (маньяк маньяка всегда поймёт %)).
Некоторые воспоминания о Бастьянини, я, пожалуй, процитирую. Они обычно служат эпиграфами к главам про тех или иных персонажей, поэтому почти всегда посвящены какой-то определённой работе певца.
Джузеппе Таддеи:
"Ещё я пел с ним Шонара в "Богеме"... Шонар хороший персонаж, Пуччини его любил, он ведь тамошний композитор. Но, разумеется, какой баритон захочет отдавать коллеге партию Марселя! Только с двумя баритонами на свете я бы с удовольствием cпел Шонара: с Титта Руффо и с Бастьянини."
Николай Гяуров:
"В роли Родриго де Позы он обладал непревзойдённым изяществом. Когда я, в костюме Филиппа II, видел его перед собой, я видел именно того друга, какого хотел бы иметь король: то благородство, огромное душевное тепло, тот возвышенный дух, которые должны быть у Родриго."
Антониетта Стелла:
"Мы вместе пели "Тоску" в Вене, но он был не очень доволен ролью, возможно, потому, что не "чувствовал" персонажа. Несомненно, Этторе лучше раскрывался в благородстве вердиевских персонажей. Но в роли Скарпиа он был так элегантен, так обаятелен, что любая Тоска засомневалась бы: а так ли ей надо жертвовать жизнью ради Каварадосси?"
Дирижёр Карло-Мария Джулини:
"С профессиональной точки зрения, увы, я имел возможность с ним встретиться только на знаменитой "Травиате" в Ла Скала, и могу сказать, что я не в состоянии вообразить себе Жермона лучше него."
Интересно, что этот комментарий Джулини счёл нужным передать Боаньо уже после публикации её первой книги. Он по собственной инициативе позвонил ей, что её, понятно, чрезвычайно удивило.
Дирижёр Джанандреа Гаваццени:
"Для туринского "Шенье" нам не хватало ведущего баритона. В театре меня попросили прослушать для этой роли Бастьянини. Помню, он вошёл несколько смущённо, даже, может быть, испуганно или робко. Через несколько страниц (это был монолог Жерара в первом действии) я прервал его и побежал к телефону, чтобы позвонить в Турин: сомнений нет, берите его скорее!"
Это воспоминание относится к 1953 году, а "Шенье", о котором идёт речь, стал дебютом Бастьянини в партии Жерара, которому суждено было стать одной из самых лучших его ролей. Два года назад Бастьянини пел ещё басом, и тот же самый Гаваццени дирижировал "Богемой", где он пел Коллена. Таких моментов в книжке много, и её интересно читать хотя бы ради этого. А в конце книги содержится исчерпывающая хронология всех выступлений Бастьянини-баритона, список всех его записей, дебютов и т. п. Бесценный справочный материал.
А ещё в книге много фотографий. ;) Большинство в том или ином виде присутствуют в Сети, всего несколько штук я не видела раньше. Выложу тут как ранее не виденные, так и те, что были, но в книге они лучше качеством.
Вот этот очаровашка с подведёнными глазами и в шотландском берете - лорд Генри Астон из "Лючии ди Ламмермур". Такой зайко, не скажешь даже, что гад. %)
Тоже зайко, хотя на самом деле это Барнаба из "Джоконды", такая сволочь, что пробы ставить негде.
Жерар, какого я раньше не видела. На обложке книги, кстати, тоже Жерар.
Куртизанка Таис и монах-отшельник Атанаэль. Люблю эту фотографию, очень выразительная.
Карл V в "Эрнани".
Бастик пытается задушить тенора Мирто Пикки в "Плаще". :)
А тут он, кажется, тенора рэжет. :) Корелли, впрочем, смотрит индифферентно.
Немного личных фоток: вверху - портрет в юности, внизу - певец сидит в ресторане с журналистом, вокруг тусуются поклонники.
1960 год, Арена ди Верона.
Верхнее фото - первый педагог Бастика, Гаэтано Ванни, с книгой Боаньо "Этторе Бастьянини: голос бронзы и бархата". На шее у него платок в цветах контрады "Пантера", у меня тоже такой есть. Нижнее фото - Эмануэла Бьянки-Порро, больше известная как Мануэла, в роли Венеры в "Адриенне Лекуврёр". Кажется, там Басти её и увидел.