?

Log in

Предыдущая запись | Следующая запись

Мой перевод психоанализа личности Гриффита с одного англоязычного форума. Поправки по стилю принимаются. Не знаю, какого пола автор, поэтому личные окончания глаголов поставлены через /.

Наверное, это было бы слишком - ожидать, что кто-нибудь действительно всё это прочитает (хотя меня бы это порадовало), но это аниме произвело на меня очень сильное впечатление, почему я всё это и пишу. Так что если вам когда-нибудь понадобится глубокая и подробная интерпретация "Берсерка" – вот, пожалуйста. Я закончил/а смотреть аниме неделю или две назад и приступил/а к манге. Если эта тема получит развитие, я надеюсь, что мой анализ будет как-то усовершенствован.

Возможно, я подчёркиваю очевидное, но для меня основное послание "Берсерка" – это размышление на тему мечты. Не снов, которые вы видите ночью [
прим. пер.: англ. dream означает и "сон", и "мечта"], а амбиций и их положительных и отрицательных сторон. Я постараюсь рассмотреть сюжет через призму психологического портрета Гриффита, поскольку мне кажется, что структура повествования во многом является отражением его мечты. Надеюсь, я смогу дать максимально широкий обзор этого аспекта.

Образ Гриффита постоянно вызывает в моей памяти вот этот отрывок из предисловия к книге Карен Хорни "Невроз и развитие человеческой личности":

В определённых условиях энергия человека может быть направлена на реализацию его собственных возможностей. Подобная схема развития далека от однородности. В зависимости от темперамента, способностей, наклонностей человека и условий раннего и позднего периода его жизни, он может стать мягким или жёстким, осторожным или доверчивым, уверенным и неуверенным в себе, сдержанным или общительным, и может развить в себе какие-то особые умения.

Однако под воздействием внутреннего напряжения человек может абстрагироваться от своего истинного "я". В этом случае он направит бОльшую часть своей энергии на превращение себя при помощи жёсткой системы внутренних ограничений в абсолютно совершенное существо, так как ничто меньшее, чем богоподобное совершенство, не будет соответствовать его идеализированному образу себя и не удовлетворит его гордость в отношении завышенных качеств, которыми он (по его мнению) обладает, может или должен обладать.

История, показанная в "Берсерке", является в некоторой степени аллегорией. Фантастический мир даёт Гриффиту возможность превратить себя в подсознательно желаемое им "богоподобное совершенство", наделив этого персонажа способностью к такой степени воплощения своих невротических амбиций, что он действительно становится богоподобным существом. Гриффит, наверное, наиболее невротический персонаж, который когда-либо встречался мне в аниме. Этот случай даже тяжелее, чем Синдзи.
[прим. пер.: главный герой аниме "Neon Genesis Evangelion"] Конечно, внешне Гриффит справляется со своими проблемами совсем иначе. Синдзи – типичный слабый, жалующийся невротик, в то время как Гриффит представляет собой редкую разновидность стойкого и умного психопата. Такие расстройства обычно не бывают врождёнными, а являются следствием тяжёлого детства. Другими словами, для человека считается здоровым и естественным перерастать их, в особенности если этот человек настолько умён и одарён. Но Гриффит принимает сознательное решение не делать этого, отчаянно цепляясь за свою невротическую фантазию и позволяя ей управлять своими поступками и поступками всех, кто в будущем привяжет себя к нему. Дальнейшее развитие сюжета показывает нам, к чему это приведёт.

Это наиболее притягательный для меня персонаж, но мне очень жаль, что нам ничего не рассказывают о его жизни. Мы знаем, что у него всё очень не в порядке с головой, но причина этого неизвестна. Откуда взялось такое безрассудное честолюбие? Почему он не мыслит себе жизни без королевского трона? В какой-то момент мы видим его размышляющим об обычной, простой жизни, но он не может удовольствоваться этим. Мне кажется, это один из немногих моментов, когда Гриффит действительно пытается взглянуть на себя как на человека, но, испугавшись, быстро отбрасывает эту мысль. Можно предположить, что он никогда не испытывал здоровой обоюдной привязанности в отношениях с семьёй и друзьями, которая позволила бы ему научиться осознавать себя посредством чьей-то любви. В результате внешне он вылепил из себя само воплощение силы и могущества, в то время как эмоционально он очень слаб.

Основа его экзистенциального кризиса лежит в незнании себя. Он не знает, кто он такой на самом деле, и из страха создаёт ложный образ себя-короля, убедив себя, что он должен достичь этой субъективной цели любой ценой. Иначе он рискует раствориться в пустоте, каковой является отсутствие у него истинной личности. Это и есть его самый сильный, не осознаваемый им подсознательный страх. (В манге он говорит: "…отказаться от мечты, подавить её в своём сердце подобно самоубийству" – он верит, что без своей мечты превратится в ничто и исчезнет.) Можно ещё добавить, что эта иллюзия являет собой практически парадокс. Я не знаю, можно ли с полным правом утверждать, что сознательный образ Гриффита является следствием потери его истинной личности, или же он лежит в основе этого. Скорее всего, тут сочетание и того, и другого.

В любом случае, мне хотелось бы увидеть что-нибудь из его детства, чтобы знать точно, откуда всё это идёт. Единственное предположение, которое предоставляет нам сериал – что его детство могло быть таким же, как у Каски (что может быть одной из причин, почему он спас её). Но там должно быть даже что-то большее. Сериал обращается к теме детства Гриффита – демоны показывают ему его самого ребёнком, каким он в глубине души и является. Его мечта – это детская фантазия, сосредоточенная на себе и не принимающая во внимание весь остальной мир, как было бы естественно для ответственного взрослого человека. Он пытается найти смысл своего существования за счет окружающих его людей.

Исполнение этой задачи ценой жизней его последователей делает его прототипом личности-"вампира", в полной противоположности с моралью Канта. Он использует других как средство достижения собственной цели, в отличие от точки зрения "отношения ради отношений". Когда Зодд говорит Гатсу, что если он будет считать Гриффита другом, это приведёт его к гибели, он предупреждает его, что Гриффит вытянет из него всю жизнь (пользу), а затем отбросит прочь. Именно это Гриффит и пытается сделать, когда принимает сознательное решение принести Ястребов в жертву. Он достаточно чётко обозначает свою позицию, говоря, что не считает своих соратников друзьями. У него нет друзей: он боится даже попыток завести дружбу с кем-либо. И слова о том, что его положение не позволяет ему этого – просто ложь самому себе, чтобы скрыть свой страх и не дать ему вырваться на сознательный уровень. Когда Гриффит говорит, что друг – это равный, это всего лишь продолжение его самообмана. "Он сразится даже со мной," - говорит он. Но в глубине души он считает себя королём – у него не может быть равных. Гатс уходит из Ястребов, сражается с Гриффитом, отвергает свою готовность следовать чьей-то другой мечте и даёт понять, что будет искать собственную мечту. И что, Гриффит выказывает ему уважение и радуется тому, что наконец-то обрёл настоящего друга? Вовсе нет. На самом деле для Гриффита существует только его мечта, ради которой при необходимости можно пожертвовать кем угодно.

Когда Гатс осознаёт это, услышав разговор Гриффита с принцессой, это, естественно, становится для него ключевой точкой. Гатс начинает задумываться о том, до какой степени то, что Гриффит поддался своим демонам, явилось результатом его (Гатса) ухода от Ястребов, и этот вопрос вполне закономерен. Гриффит рассматривал Гатса как ценный инструмент, ради которого можно рискнуть головой. Поэтому он и уклонился от вопроса Гатса о том, почему рисковал ради него жизнью. Это способ манипуляции – позволить Гатсу думать, что он спас его, потому что Гатс был ему дорог как человек, как друг, а не как приспособление, полезное (и даже необходимое) для исполнения его честолюбивых замыслов. В этом отношении уход Гатса был для Гриффита потерей части своей мечты, своей безопасности.

Это привело к эмоциональному всплеску, расколовшему его внешнюю оболочку на время, достаточное для того, чтобы совершить роковую ошибку. Говорят, глаза – зеркало души. Для Гриффита это, безусловно, так. Мне очень нравится, как нам показывают намерения Гриффита через выражение его глаз. Это очень хорошо заметно, когда он пристально смотрит на врага или "добычу", но больше всего – когда он пытается справиться со своей глубоко засевшей эмоциональной уязвимостью, которую так отчаянно пытается подавить. Это те моменты, когда что-то угрожает его мечте, и он начинает сомневаться, что для настолько невротизированной личности просто невыносимо. Мы видим, что в минуты, когда он разрывает себе руки, стоя в озере, и отправляется соблазнять принцессу, выражение его глаз одинаковое. Это те моменты, когда внутренняя пустота становится для него невыносимой, когда он сталкивается с ней сознательно – и мы видим по его глазам, что ему страшно.

Среди этого Гатс, вероятно, послужил в большой степени причиной тому, почему Гриффит стал обдумывать для себя возможность обычной жизни. Гриффит сам говорит, что Гатс был единственным, кто мог заставить его забыть о мечте. Они могли бы стать настоящими друзьями, но Гриффит, хотя и подошёл к этому близко, не нашёл в себе достаточно смелости и не принял возможности, когда она была, приблизив этим своё падение – ведь ему был необходим настоящий друг. Одна из причин, почему Гатс становится лучше – его отношения с Каской. Гриффит всегда стоял выше критики, что позволило ему вообразить себя таким, каким он хотел, но критическое отношение Каски к Гатсу заставляет Гатса задумываться и оценивать себя, сознательно борясь со своими отрицательными чертами, чего Гриффиту не приходилось делать никогда. Мне очень нравятся эпизоды, где Гатс думает об оскорбительных словах Каски. Ему хочется верить, что она неправа насчёт него, но её слова вынуждают его произвести переоценку собственной личности и взглянуть на себя честно и объективно. Именно эта борьба за самоопределение делает его более человечным, чем когда-либо сможет стать Гриффит. Точно так же слова и действия Гатса в отношении Каски заставляют её сходным образом задуматься о себе. Так они оба осознают, что помогли друг другу вырасти, и в результате становятся ближе – что является одной из причин того, почему они полюбили друг друга.

В другой теме Майк спрашивал, действительно ли Гриффит плохой человек. Я думаю, что Гриффит, в большей или меньшей степени, - жертва обстоятельств. Как уже было сказано, у него, вероятно, было трудное детство, похожее на то, какое было у Каски. Ещё, я думаю, сильное влияние на него оказало получение бехелита и пророчество колдуньи. Но интересно, насколько это пророчество истинно. Я склоняюсь к мысли рассматривать колдунью как некое подобие Оракула из "Матрицы", изрекающее пророчества, которые сбываются сами по себе. В конце концов, нам ясно показывают, что у Гриффита есть возможность повернуть назад. Демоны дают ему понять, что его судьба должна быть результатом его собственной свободной воли. Ему даётся очевидный выбор, и то, что он поддался демонам (в прямом и переносном смысле), есть его личное осознанное решение. Каждый эпизод начинается с эпиграфа о судьбе. Мне кажется, это судьба в том смысле, что мы изначально ограничены своей культурной и идеологической базой и своим внутренним потенциалом, а в случае "Берсерка" к этому добавляется немного божественного вмешательства. В этом плане Гриффит сам творит судьбу. Быть человеком – значит иметь способность подняться над обстоятельствами, бросить вызов богам и судьбе и сотворить свою собственную судьбу посредством личного выбора. Гриффиту был дан такой шанс, но он не смог этого сделать. Он слепо исполняет свою роль, даже не задумываясь о том, а надо ли ему или кому-нибудь другому вообще это делать.

Небольшим примером того, как сериал показывает отношение к амбициям с точки зрения других героев, служит высказывание Коркаса в 19 серии:

"В жизни человеку часто приходится идти на компромиссы, потому что у всех есть свои личные ограничения, и все должны смотреть в лицо реальности. Только ребёнок может довольствоваться одной мечтой."

Коркас имеет в виду Гатса, но, по-моему, эти слова гораздо больше подходят Гриффиту. И мне кажется, это один из лучших и самых полезных советов, которые мне когда-либо доводилось слышать в аниме. Это мудро – быть честным с самим собой и знать о своих сильных и слабых сторонах. Коркас просто предупреждает об опасности иллюзии величия (конечно, Гриффит в этом плане "особенный", как говорит Коркас, потому, наверное, к нему это не относится). Но мне кажется, он несколько лукавит перед Гатсом и, возможно, самим собой. Использовать этот совет в применении к собственным усилиям – это одно, но пользоваться им как оправданием тому, что живёшь в чьей-то тени – совсем другое. Люди следуют за такими, как Гриффит, потому что они настолько слепо верят в мечту, и другие, не столь одарённые и уверенные в себе, видят в них средство достичь вершины. Я думаю, что Гатс прав в своём желании следовать собственным мотивам – хотя он не совсем уверен в них.

Из-за того, что Гатсу не хватает мотивации, в "Берсерке" на самом деле так и нет героя. Есть героические личности, но героя - нет. Гатс в итоге превращается в героя, сделавшись противоположностью Гриффита. Его стремлением становится защитить невинных и свергнуть тиранию, в то время как стремление Гриффита в итоге заключалось в том, чтобы принести невинных в жертву ради создания того, что неизбежно превратилось бы в его собственную тиранию. Ирония заключается в том, что "судьба" Гатса зависит от обстоятельств не меньше, чем судьба Гриффита. Поэтому я и не считаю, что их судьбы являются чем-то абсолютным. Проводя ещё одну аналогию с "Матрицей", я думаю, что Рука Бога манипулирует людьми так же, как машины – расставляет игроков на поле, манипулирует ими при помощи пророчеств, и т. п. Аналогия не совсем точная, но, по-моему, вполне подходящая. Это некий философский шаг назад – вместо машин у нас декартовский демон зла. Кроме того, не будь это важно, в сериале не упоминалось бы так явно о свободной воле Гриффита. Может быть, Гатс стал для Руки Бога непривычным отклонением от нормы и этим создал закономерную угрозу их планам, в чём бы они ни заключались. Или наоборот - возможно, Апостолы намеренно манипулировали этими двумя людьми таким образом, чтобы подготовить битву между абсолютным героем и абсолютным злодеем. Конечно, доказательств ни тому, ни другому у меня нет.

Гатс на самом деле очень простой персонаж. Его экзистенциальный кризис очень отличается от того, который испытывает Гриффит. Последнему нужно обрести смысл существования, а Гатс должен яростно сражаться, чтобы исполнить (или оправдать) то, что он считает своей внутренней божественной целью.

Я не знаю, является ли то, как сюжет обходится с Каской, простым стереотипом, или же, к ужасу феминисток, это сделано специально. Каске не даётся даже намёка (не говоря уж о праве) на собственную мечту. Её судьба полностью принадлежит человеку, с которым она себя связала. Несмотря на то, что она воин, на её долю всё равно выпадает снисходительный ярлык "существа иного сорта".

Когда всё уже сказано и сделано, сериал показывает, что, хотя обладать честолюбием и следовать своей мечте – это нормально, вводить в себя в заблуждение мыслью, будто ты бог среди людей или каким-то образом "достоин" такого положения – дело совсем другое. В этой точке сериал неожиданно представляет нам мысль о природе истории, по поводу чего я мало что осмысленного могу сказать. Действительно, кем были наши лидеры? Какова природа амбиций, скажем, Наполеона или Александра? Как они сумели собрать столь многих под своим флагом? Эти люди оказали значительное влияние на общество и историю, и может оказаться так, что история, какой мы её знаем, до какой-то степени была всего лишь плодом невротических амбиций.

В "Двенадцати королевствах" похожий фантастический мир, и он являет собой приятную противоположность тому, что показано в "Берсерке". В этом аниме мы видим, как главный герой учится быть положительным лидером, что на самом деле означает быть честным с собой относительно своей человечности и принимать её слабости и недостатки. То, чего Гриффит никогда не мог. Ирония: Гриффит, наверное, думал, что достиг абсолютной власти, но на самом деле он так и остался рабом – рабом детского представления о судьбе.

Скажу честно, что концовка сериала излишне жестока на мой вкус. Мне ужасно не понравилось то, что сделали с Каской, то, что Гриффит отдался на волю своих демонов и стал злодеем. Любую мысль о справедливости затмевает очень, ОЧЕНЬ навязчивый показ того, каким нехорошим делается Гриффит. Даже когда Гатс убивает короля, этого всё равно недостаточно. Нет удовлетворения – нет спасения, нет раскаяния. Гриффит хуже Синдзи, потому что он даже не пытается взглянуть за пределы своей фантазии. Кульминация его экзистенциального кризиса заключается в осознанном желании неоправданно уничтожить людей, которые верят в него. В конце можно испытывать лишь печаль и жалость по отношению ко всем, не исключая Гриффита. Да, Гатс – это свет во тьме, но за него трудно радоваться, учитывая то, насколько трагическим героем ему предстоит стать.

Метки:

Комментарии

( 6 искр — Зажечь искорку )
sweety_fairy
5 окт, 2013 19:25 (UTC)
Интересная получилась статья; в чем-то могу согласиться как с автором, так и с переводчиком:-), но...На мой взгляд, здесь слишком "многа букаф", все слишком запутано, да еще и с ссылкой на Хорни. Почему, например, не на Юнга - с коллективным бессознательным, полным устрашающих демонов, и прогулкой по трупам? Или почему не на Фрейда - здесь хватает сублимации на всех?
Не думаю, что у Гриффита все настолько запущено. Да, амбиции. Да, использование людей. Да, фанатичная вера в Мечту. В принципе, это не такие уж и плохие качества,именно они позволяют достичь определенных вершин (и даже больше). Но, опять же, все хорошо в меру, а вот меры здесь и нет...хотя, все относительно)С другой стороны - это же всего лишь аниме, создатели которого стремились заинтриговать зрителя и, надо сказать, получилось отлично! Лично мне он очень симпатичен и близок во всех своих проявлениях. Гатс, почему-то, на протяжении почти 20 серий, вызывает недоумение, легкое раздражение и снова - недоумение по поводу того, что у подавляющего большинства авторов комментариев и отзывов он вызывает симпатию. Как может столь топорное, в некотором роде - неповоротливое и неотесаное, туго соображающее создание завоевать сердца миллионов? Своей искренней непосредственностью и "настоящей", истинной, сермяжной правдой? Так и Гриффит искренен (когда это действительно необходимо), или же искренне заблуждается:-)
Невроз? Да, возможно. Но какой красивый!:-)

Edited at 2013-10-05 19:41 (UTC)
arashi_opera
5 окт, 2013 21:21 (UTC)
Там не только невроз, там и искренний, незамутнённый сволочизм в полной мере, а уж после Затмения он и вовсе полное чудовище. Потом, аниме - это всего лишь часть истории, совсем незначительная. Вы мангу-то читали? Вам всё ещё симпатичен Гриффит?

Edited at 2013-10-05 21:22 (UTC)
sweety_fairy
6 окт, 2013 09:57 (UTC)
Да это не считается,так как конец аниме:–) Шучу.
Тем более—это уже–цитирую—«совсем другое существо», соответственно,судить по человеческим законам как-то не лояльно, Вы согласны?

Edited at 2013-10-06 10:46 (UTC)
sweety_fairy
6 окт, 2013 10:43 (UTC)
Манга искренне пыталась читать...не получилось, тяжело с непривычки...как у Вас это выходит, поделитесь?:-)
По поводу симпатий и антипатий: мне понятны целеустремленность, максимализм, восторженность, здоровые амбиции, некоторая детская наивность и "вера в чудеса", романтичность; использование других, жестокость, коварство, лицемерие не приемлю. Собственно, само произведение о том, насколько далеко способно зайти человеческое существо. Не думаю, что Гриффит полностью осознавал, чем все это может закончиться, скорее всего, он не думал об этом, видел только цель и себя в ней:), не рассматривая другие стороны, и строил радужные планы, которые затмевали все остальное и питали амбиции (которые тоже понятны, если учесть тяжелое детство). Если бы возможно было заглянуть в будущее со всех сторон - думаю, он отказался бы сразу. А когда проделан весь долгий, трудный, тернистый путь ради чего-то, когда ты жил ради идеи (или мечты, или цели) - очень тяжело отказаться, нужна громадная сила воли и нравственная основа. Автор "Берсерка" решил закончить произведение именно так, как мы имеем удовольствие наблюдать; если бы Гриффит "пожалел" людей - воэможно, было бы еще несколько сезонов и мы бы с замиранием сердца следили за личностным ростом Гатса. Кто знает, к чему бы привело это развитие?:-)
Как ни странно, при всех своих отрицательных свойствах и качествах данный персонаж мне симпатичен, близок и понятен. Внутренний конфликт, душевные терзания - мммм, красота, одно удовольствие смотреть подобные произведения!:-)

Edited at 2013-10-06 10:59 (UTC)
arashi_opera
6 окт, 2013 11:42 (UTC)
>> Не думаю, что Гриффит полностью осознавал, чем все это может закончиться, скорее всего, он не думал об этом, видел только цель и себя в ней:)

Ну да. Эгоизм, инфантилизм, нарциссизм. Сосредоточен только на себе и своей мечте, остальные люди - куклы, марионетки, инструменты.

>> А когда проделан весь долгий, трудный, тернистый путь ради чего-то, когда ты жил ради идеи (или мечты, или цели) - очень тяжело отказаться, нужна громадная сила воли и нравственная основа.

Верно. И нравственной основы как раз и не имеется. Для Гриффита в принципе нет понятия "хорошо-плохо", есть только "полезно для меня" и "бесполезно для меня".

>> Автор "Берсерка" решил закончить произведение

Автор "Берсерка" не закончил произведение. Я же вам говорю: читайте мангу, она в прогрессе. Аниме охватывает всего 13 томов, а их уже, на минуточку, 37.

Кстати, думаю, Вам будет интересен и этот разбор:

http://morreth.livejournal.com/2074877.html (1)
http://morreth.livejournal.com/2075958.html (2)
http://morreth.livejournal.com/2080221.html (3)
http://morreth.livejournal.com/2083985.html (4)
http://morreth.livejournal.com/2085183.html (5)
и будет ещё
sweety_fairy
6 окт, 2013 16:02 (UTC)
Посмотрела заголовки - уже любопытно:-)
( 6 искр — Зажечь искорку )

Календарь

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

На странице

Разработано LiveJournal.com