?

Log in

Предыдущая запись | Следующая запись

Данное эссе - об одном чрезвычайно интересном художественном персонаже, от которого я прихожу в изумление. Мышление у него настолько своеобразное, что понять его я смогла только недавно и то не уверена, что до конца. Встречались ли кому-нибудь такие характеры в литературе, кино или истории? Мне - нет.

Его называли Ферзём и Коброй, "ледяным клинком" и "бритвой при температуре абсолютного нуля". Я предпочитаю прозвище Ферзь.

Этот человек был идеальным революционером - в своей нише времени и пространства. Мог бы стать идеальным консерватором или кем угодно другим, если бы это был наилучший способ достичь цели. Целеустремлённость - один из основных стержней его личности. А также хладнокровие, сдержанность и безжалостность к себе и другим.

Он талантливый стратег и аналитик, словно бы лишённый человеческих слабостей, равнодушный ко мнению окружающих, полностью отверженный себя. Следует обратить внимание: отверженный себя, но ни в коем случае не самоотверженный. На самом деле причина его действий и смысл всей жизни кроется в том, что окружающая действительность не соответствует его личным представлениям о том, какой она должна быть. А раз здание действительности не таково, каким должно быть - значит, его нужно разрушить и построить заново. И на алтарь этой цели господин Ферзь готов положить всё, что имеет и может обрести.

Нельзя назвать его идеалистом, живущим ради высшего абстрактного блага. Но и эгоистом вроде бы нельзя - его представления об идеале жизни весьма справедливы и, будучи выполнены, принесут немало пользы обществу. К тому же он не готов платить любую цену за исполнение своей мечты. Очень дорогую - да. Но не такую, которая сделает бессмысленной саму мечту. Как назвать такое отношение к миру? Ни слово "альтруизм", ни "эгоизм" с ним не вяжутся. Он способен жертвовать собой, но не ради других, а ради своей цели. Внешне его действия кажутся совершенно неэгоистичными, но если посмотреть вглубь, мотивация их - именно собственная цель, свои представления о благе.

Ферзь прекрасно умеет отличать добро от зла, а чёрное - от белого. Но для него это не главное. Окраска поступка не имеет значения, если данный поступок является наиболее действенным и дешёвым способом достичь цели. Он с лёгкостью жертвует двумя миллионами жизней ради того, чтобы завершить гражданскую войну, потому что при любом другом раскладе всё затянулось бы дольше и стоило бы больших жертв. И с такой же лёгкостью он, сделав абсолютно всё, что смог, для своей цели, ушёл из жизни, даже из собственной смерти постаравшись извлечь максимальную пользу.

Он ничего не ищет лично для себя - только то, что важно для дальнейшего продвижения, имеет значение. Жизнь его весьма скромна и аскетична. В рамках своей задачи он смотрит на людей, как на полезные инструменты, и на себя в первую очередь. Именно поэтому, сочтя, что как инструмент он исчерпал свою полезность, Ферзь без колебаний сошёл с доски.

Он лишён честолюбия. Зная, что своими силами ему не достичь того, к чему он стремится, он находит человека, способного это сделать, и становится его ближайшим помощником. Они оба используют друг друга, но у них единая цель, и это связывает их крепче уз дружбы, которой между ними не возникнет никогда. Гордость ему тоже несвойственна, или же он отлично умеет её обуздывать. Но спокойное холодное достоинство сопровождает его всегда.

При необходимости он бывает жесток и безжалостен, как к себе, так и к другим. Но он не жесток по природе и никогда не совершит бессмысленной жестокости. Более того, он не лишён сострадания - например, подбирает на улице брошенную собаку и забирает её к себе.

Совершая коварства и подлости, он отдаёт себе отчёт в том, что эти действия дурны. Он не станет делать этого без крайней нужды, как и не позволит кому-либо ещё. Более того, он намеренно старается внушить окружающим отвращение к собственным действиям, чтобы никто не вздумал ему подражать. А если бы таковой нашёлся, он примерно бы его наказал. Не прямо, но сделал бы так, что человек на всю жизнь бы осознал неправомочность подобных действий.

Понимая, что без обмана и подлостей на пути вверх не обойтись, он не желает, чтобы кто-нибудь ещё брал на себя такую роль, предпочитая сделать себя мишенью ответственности за все беды. Если на него свалится то, в чём он невиновен, зато виновен тот, кто важнее всего для его Цели, он это примет, зная, что, кроме испорченной репутации и ненависти окружающих ему это ничем не грозит, а на такие мелочи он не обращает внимания. Он намеренно создаёт такие ситуации, в которых вина будет возложена на него, даже если на самом деле она разделена пополам. Потому что его командир должен быть чист, его должны любить - таково условие достижения Цели. То, что его самого будут ненавидеть, его не волнует. Он мог бы изменить отношение к себе, для него это не трудно. Но во-первых, он равнодушен ко мнению окружающих, пока это не мешает работе, во-вторых, ненависть - тоже полезный инструмент. Если его будут ненавидеть, то гарантированно не станут подражать его методам, а этого он и добивается. Он оберегает верхушку власти от коррупции, потому что та должна быть честна. Только так можно выстроить то правительство, к которому он стремится. А подлостями пусть займётся он, потому что для него почти исключена возможность встать на этот легкий путь соблазна. Но Ферзь привык рассчитывать всё до мелочей и предпринял меры даже на тот случай, если соблазн всё же возникнет - тщательно выстроенной ненавистью окружающих он изолировал себя от возможности злоупотребить властью.

Ферзь - мастер интриг, коварства и закулисных игрищ. Отлично умеет манипулировать людьми и видит их слабые места. Но при этом он честен и прям. Впервые придя к человеку, которого он избрал своим главным инструментом и на служение которому положит свою жизнь, он прямо и откровенно рассказывает ему о своих планах и предлагает помощь. Его речь лишена завуалированных оборотов, фразы точные, холодные, сухие. Интонации бесстрастны почти всегда, лицо лишено выразительной мимики.

Он осознаёт, что теми методами, которыми действует он, не построишь ничего хорошего. Ферзь достаточно умён для того, чтобы понимать, что злом невозможно достичь блага. Поэтому он расчищает дорогу тем, кто будет после него. Kingsmaker, "делатель королей" - так можно сказать о нём. Пусть те, кто сумеет принести благо, не пачкая рук и не опускаясь до подлостей, строят новое государство, а он... Что же, он сделал всё, что мог, чтобы им помочь. Дальше он будет приносить один вред - значит, нужно уходить.

При всём своём уме Ферзь абсолютно ничего не смыслит в той области человеческой жизни, которая касается эмоций и отношений. Он отдаёт себе отчёт в том, что такая вещь, как чувства, существует, видит её проявления и понимает их ценность в некоторых ситуациях, но совершенно не в состоянии понять, как именно это действует. Просто в силу неспособности. Эмоциональной слепоты, если угодно.

В том числе поэтому он всегда одинок. Ни друзей, ни женщин. А ещё потому, что одному при его положении быть лучше. Зачем подставлять без нужды симпатичного тебе человека? К тому же он сделал всё для того, чтобы окружающие после пяти минут общения с ним мысленно восклицали: "Какой невыносимый сукин сын!".

Но он любит то, что делает, и вполне доволен своей жизнью.

Этот человек был великолепным шахматистом. Задумав партию, cебе он избрал роль ферзя - второй по положению после короля, сильнейшей фигуры, визиря, главного советника - кем, собственно, он и был для своего партнёра по выполнению задачи. Игра была достойной - сложной, красивой, изысканной - и закончилась полной победой. Но ферзю нельзя оставаться на доске, когда короля больше нет. Что ж, партия вышла удачной и закончилась так, как должно. Гроссмейстер удовлетворённо кивнул, сложил доску и вышел, оставив напоследок инструкции по уходу за своей собакой.

Даже если бы этот человек был моим врагом, я не могла бы его не уважать.

Тому, кто был его командиром, с кем вместе они создали то, к чему стремились, воздвигнут памятники, его именем назовут лучшие военные корабли и тысячи учреждений, оно войдёт во все учебники и останется в памяти людей ярчайшей звездой на небосклоне истории. Интересно, многие ли вспомнят имя его ближайшего сподвижника, всегда державшегося в тени, кропотливой и трудной работой которого была создана новая страна? Впрочем, если бы его спросили, как он относится к этому, он, глядя на собеседника холодными светлыми глазами, спокойно ответил бы что-то вроде: "Тень всегда следует за светом. Когда угасает свет, тень исчезает бесследно. Но ни свету, ни тени не важно, что будет после того, как пройдёт их время".

Таким был его превосходительство военный министр Пауль фон Оберштайн, один из центральных персонажей "Легенды о героях Галактики", космической саги японского писателя Ёсики Танаки, а также снятого по ней 110-серийного аниме. Человек чрезвычайно талантливый, выдающийся, никого не оставлявший равнодушным, по-своему не менее великий, чем его командир, первый кайзер Галактического Рейха Райнхард фон Лоэнграмм.



В тексте использованы некоторые рассуждения el_d. Выражаю ему искреннюю благодарность за помощь.

Метки:

Комментарии

( 13 искр — Зажечь искорку )
canto_et_spero
18 авг, 2009 20:34 (UTC)
Спасибо, друг мой. У меня в голове этак потихонечку мысли по поводу данного персонажа начинают выстраиваться в логическую систему:) И это есть гут.
iolly
5 май, 2010 21:24 (UTC)
Оберштайн-таки умер?
Ну вооооот ;(((((
arashi_opera
5 май, 2010 21:37 (UTC)
Это жизнь, детка, от неё все умирают. Сколько там народу к концу в живых осталось, с обеих сторон - по пальцам пересчитать можно, да кабы не одной руки.
iolly
5 май, 2010 22:46 (UTC)
А кто кстати, остался в живых в итоге?
*и что случилось с Оберштайном, можно поподробнее? Ну люблю я этого типа, Балин ^^*
arashi_opera
6 май, 2010 06:26 (UTC)
А ты возьми и посмотри. ;)
iolly
6 май, 2010 19:24 (UTC)
Я английского не осилю =)
angelodifuoco
5 май, 2010 23:17 (UTC)
110-серийное аниме?
Это же почти "Санта-Барбара"!

А если серьёзно, то стоит это 110-серийное аниме разыскивать, учитывая неимоверное количество оперных и других залежей? Я сейчас "исследую" творчество Миядзаки и никак до "Дона Кихота", "Графа Монтекристо", главных опусов Фёдора Михалыча, Гульельмо Кроллаланцы в оригинале и прочих прелестей не дойду...
arashi_opera
6 май, 2010 06:26 (UTC)
Мало того, что 110-серийное, есть ещё три полнометражных фильма и два приквела до 32 серии. %) А снято это всё по десяти романам, причём снято практически побуквенно, брали диалог и переносили на экран.

Учитывая залежи - не знаю. Но LoGH - это классика космической оперы, её чрезвычайно уважают многие умные люди. К "Санта-Барбаре" никакого отношения, это военно-политическо-социальная драма. Чрезвычайно масштабная. Я её называю "Война и мир среди аниме".
angelodifuoco
6 май, 2010 17:52 (UTC)
Санта-Барбара - это чисто по количеству. Незнакомый мне сюжету я, естественно, комментировать так вот не берусь.
Что касается таких вот побуквенных экранизаций, то с меня на первый случай хватило "Саги о Форсайтах" - экранизация, безусловно, высококлассная, но смотреть её долго очень (поэтому я пару серий пропустил).
Пытаюсь вот начать скачанный в целях обучения китайский комедийный сериал на языке оригинала с китайскими субтитрами - дальше первой серии пока не продвинулся и то понял очень мало.

Десять романов я бы ещё попытался осилить. Вопрос только, где их взять и переведены ли они на какой-нибудь доступный европейский язык.
arashi_opera
6 май, 2010 18:05 (UTC)
*мрачно*
Если бы они были переведены, мы бы их сами прочитали...
kriemhild_2
28 янв, 2011 14:25 (UTC)
"К тому же он не готов платить любую цену за исполнение своей мечты. Очень дорогую - да. Но не такую, которая сделает бессмысленной саму мечту. Как назвать такое отношение к миру? Ни слово "альтруизм", ни "эгоизм" с ним не вяжутся. Он способен жертвовать собой, но не ради других, а ради своей цели. Внешне его действия кажутся совершенно неэгоистичными, но если посмотреть вглубь, мотивация их - именно собственная цель, свои представления о благе."
Мне кажется, это называется маккиавеллизмом - в изначальном высоком смысле этого слова.
kriemhild_2
28 янв, 2011 19:46 (UTC)
Я просто Макиавелли нежно люблю, он всегда приходит на ум первым :)
( 13 искр — Зажечь искорку )

Календарь

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com